Физик объяснил отсутствие белых дыр

Стивен Хсу из орегонского Института теоретических наук предложил объяснение отсутствию белых дыр в наблюдаемой Вселенной. Статья ученого пока не принята к публикации в рецензируемый журнал, однако ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Еще в 1976 году Стивен Хокинг исследовал концепцию белых дыр (регионов пространства, в которые ничего не может попасть, антиподов черных дыр) и пришел к выводу, что в условиях термодинамического равновесия этих объектов с окружающей материей они не отличимы от черных "собратьев". Хсу решил исследовать случай, когда дыра не окружена диском материи, а изолирована в пространстве.

Как оказалось, в этом случае решения соответствующих уравнений, описывающих состояние белой дыры, оказываются неустойчивыми. В частности, из этого вытекает, что объект, описываемый данными уравнениями, спустя конечное время взрывается. Это заметно отличается, например, от поведения черных дыр: у уравнений этого объекта существуют решения, продолжающиеся по времени на бесконечность.

Таким образом, белые дыры могли просто не дожить до нашего времени. Отметим, что в настоящее время не существует даже теоретических работ, которые хотя бы примерно указывали, где следует искать белые дыры (например, сверхмассивные черные дыры, как известно, "предпочитают" формироваться в центре крупных скоплений). Кроме этого некоторые теоретики предполагают, что условий для рождения белых дыр во Вселенной никогда не возникало в принципе.

Белые дыры представляют собой регионы пространства, в которые ничего не может проникнуть. В этом смысле они являются антиподами черных дыр - регионов пространства, где гравитационное поле настолько сильно, что ничто не может их покинуть.

Команда телескопов разглядела столкновение галактик

NASA опубликовало снимок столкновения галактик Антенны (объекты NGC4038 и NGC4039) в высоком разрешении. Фото и его описание доступны на сайте агентства. Ученые также сделали небольшой ролик, посвященный новым снимкам.

Фотография представляет собой композицию трех кадров, сделанных телескопами "Чандра" (синий), "Спитцер" (красный) и "Хаббл" (желтый). На снимке хорошо различимы внутренние структуры сталкивающихся галактик, расположенных на расстоянии 62 миллионов световых лет от Земли в южном созвездии Ворона.

По данным ученых, процесс столкновения длится уже как минимум 100 миллионов лет. В регионе, где сталкиваются галактики, наблюдается интенсивное звездообразование. Молодые звезды нагревают газ и пыль, и это свечение хорошо видно в инфракрасном диапазоне, в котором работает "Спитцер".

Кроме этого, данные "Чандра", который ведет наблюдения в рентгеновском диапазоне, показывают присутствие в этом регионе космоса большого количества остатков сверхновых.

Совсем недавно ученые, работающие с "Хабблом", опубликовали снимки туманности NGC 2467, расположенной в созвездии Корма. Туманность состоит в основном из водорода и удалена от Земли на 13 тысяч световых лет.

Потепление продлило жизнь космическому мусору

Из-за падения плотности верхних слоев атмосферы, вызванного ростом концентрации парниковых газов, различные объекты, обращающиеся вокруг планеты, будут дольше оставаться на своих орбитах. К такому выводу пришли ученые из университета Саутгемптона, о работе которых пишет портал Space.com. Новое исследование пока не опубликовано в рецензируемом научном журнале.

Повышение в земной атмосфере концентрации парниковых газов приводит к росту температур на поверхности Земли, однако одновременно способствует охлаждению самых верхних слоев атмосферы, в частности термосферы. Этот слой начинается на высоте 80-90 километров и простирается до высоты около 800 километров. Именно в термосфере находятся спутники и обломки космических аппаратов - космический мусор.

Понижение температуры термосферы приводит к падению ее плотности - более ранние исследования показали, что плотность термосферы в настоящее время является минимальной за последние 43 года. По оценкам ученых, в такой разреженной среде время пребывания обращающихся вокруг Земли объектов увеличится в среднем на 25 процентов. Как рассчитали исследователи, для того чтобы число потенциально опасных для действующих спутников и других космических аппаратов объектов сокращалось, специалистам необходимо удвоить количество объектов, которые удаляются с орбиты ежегодно.

В прошлом году президент РКК "Энергия" Виталий Лопота оценил рынок уборки космического мусора в 2020 году в 3 миллиарда долларов. Он также добавил, что Россия может занять до четверти этого рынка.