Ядро Земли быстро обновляется

Внутреннее ядро — твёрдый шар радиусом около 1 200 км, состоящий преимущественно из железа, — начало формироваться в процессе остывания подповерхностных областей Земли; считается, что оно постепенно растёт, вбирая в себя железо из находящегося в расплавленном состоянии внешнего ядра. Это, однако, не объясняет того, почему между ядрами образуется плотный «жидкий» слой толщиной около 250 км; если бы внутренняя часть действительно перетягивала к себе тяжёлые элементы из внешней, расплав был бы легче.

Не находит объяснения и другой установленный факт, связанный с распространением сейсмических волн от землетрясений: известно, что западная и восточная части ядра отличаются друг от друга по скорости движения таких волн.

В модели французских учёных ядро Земли предстаёт динамично меняющейся системой. Внутренняя его часть, как предполагают исследователи, кристаллизуется с западной стороны и плавится на востоке. Процесс напоминает бесконечный конвейер: твёрдое железо постепенно движется к восточному краю внутреннего ядра, перемещаясь примерно на 1,5 см в год, и, достигнув места назначения, плавится, а на противоположной стороне успевает образоваться новый слой твёрдого материала. За 100 млн лет внутреннее ядро полностью обновляется.

Эта асимметрия, по мнению авторов, и есть причина того, что сейсмические волны в восточной части распространяются быстрее. Высокую плотность упомянутого выше граничного слоя легко связать с тем, что в нём находится относительно недавно расплавленное вещество «тяжёлого» внутреннего ядра.

«Я думаю, это правдоподобное объяснение», — оценивает работу своих коллег геофизик Питер Олсон (Peter Olson) из США. Другая известная гипотеза, рассматривающая взаимодействие мантии и внутреннего и внешнего ядер, кажется ему более сложной, а потому и менее привлекательной. «Бритву Оккама пока никто не отменял», — аргументирует учёный.

За стройкой жилья проследит вся страна

В российских регионах начинается строительство жилья для погорельцев, лишившихся крова из-за бушующих в стране лесных пожаров. На строительных площадках будут работать веб-камеры, изображение с которых будет в режиме реального времени поступать в рабочий кабинет премьер-министра России Владимира Путина и транслироваться в Интернете.

В пятницу пройдут первые тестовые трансляции со стройплощадок. "Проверка связи" начинается с выгоревшей практически полностью нижегородской деревни Верхняя Верея, где огненная стихия уничтожила 340 жилых домов. "Всевидящий глаз" там уже установлен.

Всего за строительством на пепелище в наиболее пострадавших от пожаров селениях Выксунского района будут наблюдать семь камер. Три из них расположены в поселке Верхняя Верея, где огонь уничтожил 341 дом, - здесь будет построено 425 домов для погорельцев. Еще по две камеры установлены в Тамболесе, где заново возведут 48 жилых домов, и Барковке, где отстроят 166 новых домов. В общей сложности в Выксунском районе будет построено 650 домов для погорельцев.

Еще четыре веб-камеры установят в населенных пунктах Мордовии и Ульяновской области, где в ближайшее время также развернется сооружение жилья пострадавшим от пожаров, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.

Ученые опровергают гипотезу о запасах воды в на Луне

Недра Луны практически лишены воды в любой форме, а все водоносные лунные минералы, обнаруженные учеными прежде, скорее всего, образовались во время кометной бомбардировки или облучения частицами солнечного ветра, сообщается в статье в журнале Science.

В конце июля в журнале Nature была опубликована статья, авторы которой на основании анализа образцов лунного грунта, доставленного на Землю в ходе миссий "Аполлон", обосновали вероятность уществования больших запасов воды в недрах Луны в в форме минералов.

Вода, по мнению этих исследователей, входит в состав кристаллической решетки минералов в форме гидроксилов - частиц OH.

Команда ученых во главе с Заком Шарпом (Zach Sharp) из Университета Нью-Мексико в Альбукерке, США, провела анализ изотопов элемента хлора в аналогичных образцах и выступила с опровержением гипотезы, высказанной в Nature.

Исследователи использовали знания о геохимии Земли, мантия которой содержит много воды. Эта вода вступает во взаимодействие с хлором, также содержащимся в мантии, что приводит к образованию хлороводорода - HCl. При этом часть содержащегося в мантии хлороводорода извергается наружу в ходе вулканической активности. Молекулы хлороводорода, содержащие легкий изотоп хлора 35Cl, испаряются быстрее и легче, чем молекулы, содержащие тяжелый изотоп 37Cl. Однако тяжелый изотоп образует более прочную связь с водородом.

В результате действия этих двух противоположно направленных сил соотношение изотопов хлора во всех магматических минералах на Земле остается примерно одинаковым - колебания составляют не более 0,1%.

Команда Шарпа предположила, что если бы на Луне при ее формировании действительно было много воды, как об этом говорилось в статье в Nature, то соотношение изотопов в разных типах ее минералов также должно быть примерно одинаковым. На деле же, как выяснили ученые, колебания соотношения изотопов хлора в образцах лунного грунта в 25 раз превышают колебания, отмечаемые в земных минералах.

При этом большинство изученных учеными минералов было обогащено менее летучим изотопом хлора - 37Cl.

"Единственное объяснение этому, которое приходит нам на ум - это полное отсутствие воды в магмах Луны на момент ее формирования", - сказал Шарп, слова которого приводит интернет-издание Chemistry World.

В отсутствии воды в магмах не происходит преимущественного образования летучего хлороводорода с тяжелыми атомами хлора, вместо этого образуются летучие соли металлов. Прочность связи металл-хлор в этих соединениях почти такая же, как и в магматических породах, поэтому дополнительной силы, движущей испарением хлора, в обезвоженной лунной магме просто не было. В результате преимущественно испаряются соединения с легкими изотопами хлора, а лунные породы обогащаются тяжелыми изотопами хлора.

Ученые считают, что вода, обнаруженная на Луне различными методами в прошлом, появилась уже после формирования естественного спутника Земли около 4,2 миллиарда лет назад. Она могла возникнуть на поверхности Луны в результате облучения частицами солнечного ветра содержащими водород, или, возможно, ее туда занесло во время кометной и астероидной бомбардировки.

В любом случае, по мнению ученых, ее количества крайне малы и непригодны для освоения в ходе возможных дальнейших миссий человека на Луну.