Электронные сигареты тоже убивают

Исследователи из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) усомнились в безвредности подобных устройств. Работа была проведена в рамках программы по изучению заболеваний, связанных с табакокурением (TRDRP), а ее результаты опубликованы в журнале Tobacco Control, сообщает «Компьюлента».

После изобретения электронных сигарет в 2003 году считалось, что они стали настоящим спасением для курильщиков. Это устройство, являющееся, по сути, ингалятором, производит пар для вдыхания, который содержит только никотин и ароматизаторы. Псевдосигарета не вредит окружающим, не оставляет пепла и налета на зубах и пальцах, а главное, в ней нет токсичных и канцерогенных веществ, коими богат табачный дым, утверждают их производители.

Основные претензии ученых касаются неясности химического состава вдыхаемого пара и его воздействия на организм. В картридже, содержащем никотин, имеется также пропиленгликоль, который может вызывать аллергические реакции и даже повреждения внутренних органов.

Кроме того, картридж небезопасен для детей, животных и окружающей среды, поскольку иногда протекает, причем это касается не только использованных, но и новых экземпляров.

Инструкции к электронным сигаретам зачастую далеки от полноты или содержат недоказанную информацию. Так, в одной из них говорилось, что после двух недель использования объем легких увеличится на 30%, а морщины на коже станут менее заметными. Содержание никотина в устройствах указано расплывчато, с большим разбросом цифр. Данные о сроке годности приведены далеко не всегда.

Наконец, отсутствуют четко проработанные механизмы контроля качества этих «сигаретозаменителей», а вопросы продажи и рекламы не урегулированы законодательно.

В таких условиях специалисты призывают ввести мораторий на электронные сигареты до тех пор, пока не будут проведены все необходимые исследования и устранены недостатки.

Существа древнейшей профессии

Как выяснили специалисты Австралийского центра астробиологии, горы необычной формы, расположенные в области Пилбара на западе Австралии, оказались строматолитами. Строматолиты возникают только в результате жизнедеятельности колоний водорослей, то есть могут быть созданы только при участии микробов. Исследованные скалы, возраст которых около 3,5 млрд лет, являются не чем иным, как свидетелями самых ранних этапов жизни на Земле, сообщает журнал Nature.

«Эти горы – прародитель жизни. Если вы верите, что жизнь зародилась в пределах нашей планеты, возможно, она зародилась именно здесь» – так характеризует объект своих исследований их руководитель Абигейл Олвуд. Фактически горы представляют собой окаменевший фрагмент биосферы, причем не разрозненные элементы, а целую законченную экосистему вроде той, которая и сегодня присутствует в виде подводных коралловых рифов. Такую систему удалось обнаружить и описать впервые.

Всего в составе каменных конкреций, величина которых варьируется от размера с ноготь до величины человеческого роста, исследователи выделили семь типов геологических структур, одни из них волнистые, другие овальные или конусовидные. Именно такие структуры, следы жизни, астробиологи ищут на Марсе и других планетах.

Западноавстралийские строматолиты формировались на продолжении 80 млн лет – слой за слоем, когда частицы жидкой грязи смешивались с углекислым газом, синтезируемым бактериями, водой и минералами. В то время горы Пилбара были дном небольшого теплого моря.

Существует версия абиогенного происхождения в результате химических реакций между неорганическими веществами или тектонической деятельности земли. Однако, по оценке Брюса Раннегара, директора Института астробиологии NASA в Калифорнии, биологическая версия самая стройная и непротиворечивая. «Химический путь требует протекания очень необычных и неожиданных процессов одновременно и в одном месте», – поясняет Олвуд.

Около десяти лет назад ученые NASA уже побывали в аналогичной ситуации: они обнаружили окаменевшие следы доисторической жизни в марсианском метеорите, но тогда научная общественность скептически отнеслась к доказательствам. Результаты нынешнего исследования носят более фундаментальный характер и должны помочь в поисках жизни на других планетах.