Блондинки победили

— 18.01.10 10:21 —

ТЕКСТ: Николай Городецкий

ФОТО: ANGELOBELL.COM

Блондинкам в большей степени, чем женщинам с другим цветом волос, свойственна агрессия. К такому выводу пришли социологи Калифорнийского университета из известного россиянам по телесериалу города Санта-Барбара.

Группа ученых во главе с Аароном Селлом провела исследования (с участием 156 студенток), в которых изучалась связь с цветом волос и таким качеством характера, как агрессия. Ученые утверждают, что это качество более присуще блондинкам. Селл и его коллеги объясняют это тем, что «джентльмены предпочитают блондинок» – мужчины больше внимания обращают на девушек со светлыми волосами. Этот уже давно известный факт ученые еще раз подтвердили исследованиями, когда студентам мужского пола были показаны фотографии нескольких девушек и они должны были отобрать самых привлекательных из них. Таковыми, по мнению участников эксперимента, как раз стали блондинки.

Ученые полагают, что блондинки, осознавая интерес к себе, пользуются этим, добиваясь различных целей. Этим, в частности, объясняется, почему женщины часто красят волосы в светлый цвет. Но при этом блондинки реже, чем брюнетки и рыжеволосые, занимают руководящие должности, что может говорить о том, что девушки со светлыми волосами менее приспособлены к труду.

Рис против пьянства

Порядка 50% населения в азиатских странах обладают интересной особенностью организма, которая не помешала бы многим жителям нашей страны: стоит человеку выпить немного алкоголя, как тут же его кожа начинает краснеть, увеличивается пульс, резко скачет давление, наступают приступы удушья, появляются головные боли и другие неприятные симптомы. Такое поведение организма вряд ли будет способствовать желанию много пить. Именно поэтому многие жители Азии ведут здоровый образ жизни и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта.

Эта реакция организма носит официальное медицинское название «алкогольная реакция покраснения».

Она проявляется у тех людей, у которых произошла особая мутация альдегиддегидрогеназы (ADH1B*47His) ― одного из ферментов, которые метаболизирует (разрушают) алкоголь в печени.

Исследователей давно занимал вопрос, чем была вызвана эта мутация и почему она наиболее ярко выражена именно в азиатских странах. Группа азиатских ученых во главе с Бин Сю из Китайской академии наук провела генетические исследования 38 этнических групп населения Китая по всей стране, включая титульную китайскую нацию хань и тибетские группы. В общей сложности был изучен генетический материал 2245 человек.

В результате исследователям удалось установить, что искомая мутация появилась 7―10 тысяч лет назад.

Работа ученых опубликована в BMC Evolutionary Biology.

Изучив географическое распределение содержания «антиалкогольной» аллели альдегиддегидрогеназы ADH1B*47His, ученые обнаружили, что оно хорошо совпадает с данными историков и археологов о том, когда и в каких областях стала возникать культура выращивания и употребления риса. Такое совпадение, по мнению Юин Сю и его коллег, может означать, что

именно употребление риса привело к появлению алкогольной реакции покраснения у жителей Азии.

«Это яркий пример того, как происходит генетическая адаптация человека к изменениям в сельском хозяйстве и питании в период неолита», ― утверждает Бин Сю.

В работе также приводятся рассуждения ученых о том, каким именно образом рис мог вызвать появление «антиалкогольной» аллели. Ученые считают, что им удалось получить лишнее подтверждение того, что рис по праву стал основной зерновой культурой в Китае и близлежащих странах.

Ну а всем жителям России и других стран, у которых отсутствует мутация альдегиддегидрогеназы, остается только пожелать сохранять меру при употреблении спиртных напитков.

Яблоки от Ньютона недалеко падали

История, к которой можно прикоснуться, ― археологические находки и старые рукописи. При виде Розетского камня в зале Британского музея в Лондоне перед глазами появляется древняя история ― 200 лет до н. э., закат Древнего Египта, последние правители и жрецы, которые писали не только иероглифами, но и демотическим письмом, а также по-древнегречески. Потом история более молодая: XIX век, Жан-Франсуа Шампольон разгадывает тайну иероглифов и дает миру ключ к загадкам культуры Древнего Египта. Артефакты ― молчаливые свидетели ушедших веков ― всегда будут привлекать миллионы заинтересованных зрителей со всего мира.

Однако современные технологии сделали музейные редкости более доступными. На этой неделе список доступных в интернете эксклюзивных редкостей пополнился еще одним интересным примером. Британское королевское общество выложило в открытый доступ постраничные изображения рукописной биографии великого британского физика сэра Исаака Ньютона.

Эти страницы рассказывают о знаменитом моменте ― упавшем на его голову яблоке, принесшем с собой идею закона всемирного тяготения и теории гравитации.

Биография великого ученого была написана в 1752 году, через 25 лет после его смерти, Уильямом Стакли. До последнего времени она хранилась лишь в архивах ― для сохранения старых рукописей необходимы особые условия. Однако теперь любой желающий может ознакомиться с ней.

В своих воспоминаниях Стакли рассказывает, что услышал историю открытия от Ньютона, сидя с ним в саду под яблонями.

«Он рассказал мне, что ровно в такой же ситуации ― во время отдыха в саду под яблонями ― ему и пришла на ум идея о гравитации. Это произошло совершенно случайно ― он лишь сидел среди деревьев в глубокой задумчивости, а в это время с одного из них упало яблоко. Почему яблоко должно двигаться перпендикулярно земле при падении, спросил он себя»,

― написал Стакли.

Таким образом, распространенная еще Вольтером идея о падении яблока Ньютону на голову остается легендой. Куда именно упало яблоко, Стакли не указывает. Впрочем, само его существование тоже иногда ставится под сомнение ― другие биографы Ньютона обходятся без фрукта, рассказывая об истории открытия теории гравитации.

Но вернемся к манускрипту. В нем Стакли также рассказывает и о молодых годах Ньютона. Материалы об этом периоде он собирал, общаясь с жителями города Грантам в Линкольншире, где Ньютон ходил в школу.

Один из жителей рассказал, как юный Ньютон построил уменьшенную рабочую модель ветряной мельницы, основываясь лишь на наблюдениях работы этого устройства.

Разочарованный силой ветра, Ньютон занялся конструированием мельницы, приводимой в движение мышами.

Публикация снимков рукописи Стакли приурочена к 350-й годовщине создания академии. Кроме нее были «отсняты» оригинальная конструкция первого металлического моста Уирмаут (автор ― Томас Пейн), проект первой американской конституции пера Джона Локка, а также редкие иллюстрации из области естественной истории XVII―XIX веков.

Лорд Рис, президент Королевского общества, отметил: «Биография Ньютона пера Стакли ― драгоценный исторический памятник для всех историков науки. Я чрезвычайно рад, что теперь он доступен всем желающим наряду с другими сокровищами нашего архива. Пользователи интернета смогут читать рукописи так, будто держат их в руках».