Слизь гигантских улиток атакует мозг

Гигантские африканские улитки, завезённые в Бразилию в качестве деликатеса для гурманов, стали настоящим бедствием для страны. Они уже смогли заразить менингитом несколько человек, а их размножение невозможно остановить.

Огромных моллюсков, размер которых может доходить до 25 сантиметров, а вес – до полукилограмма, привезли в Бразилию для приготовления эскарго в качестве замены обычной виноградной улитке. Уже к 1988 году улитки завоевали популярность среди поваров и любителей вкусно покушать. Моллюски обладали множеством преимуществ перед другими разновидностями: они росли быстрее, были более мясными, отличались большей устойчивостью к болезням, и их было легко содержать.

Местные жители так обрадовались появлению моллюсков, что стали выращивать их на заднем дворе своих домов, рассчитывая в будущем продавать улиток ресторанам. Впрочем, посетители ресторанов оказались настоящими консерваторами и отказывались есть эскарго, приготовленное из необычного вида улиток. Все это привело к тому, что тысячи людей не могли сбыть с рук выращенных и активно размножающихся моллюсков.

Тем временем улитки, которые являются хозяевами потенциально опасных для человека паразитических червей, обжили не только дворы бразильцев, но и дикую природу. Это означает, что опасность, исходящая от червей, живущих в некоторых представителях этих гигантских моллюсков, возросла. Заразиться человек может после прикосновения к слизи, оставленной улиткой, или попробовав фрукт, который ел моллюск.

Так, сейчас учёным уже известно, что червь вида Angiostrongylus costaricensis вызывает лихорадочное состояние, а также внутреннее кровотечение, а червь вида Angiostrongylus cantonensis приводит к менингиту – воспалению оболочек головного мозга, в некоторых случаях заканчивающемуся слепотой и параличом. Как сообщает National Geographic, на сегодняшний день зарегистрировано уже два случая заражения менингитом, связанных с паразитами улиток.

Экологи утверждают, что необходимо срочно установить контроль за количеством улиток. Скоро наступит ноябрь, а вместе с ним придет и сезон дождей, когда улитки начинают усиленно размножаться. Однако полностью избавиться от моллюсков, которые живут до десяти лет и в год откладывают до 1200 яиц, не удастся, предупреждают эксперты.

Галактический выхлоп

Галактика M82 (галактика «Сигара»)
имеет такое обозначение, потому, что она занимает 82-е место в каталоге туманностей, составленном Шарлем Месье...

Ученые из yниверситета города Таксон, Аризона, при помощи Спитцеровского космического телескопа впервые увидели «дым», окружающий галактику, состоящую из молодых, массивных и горячих звезд.

Астрономы направили телескоп на галактику Месье 82 (М82), расположенную в 12 млн световых лет от Земли.

Галактика находится в созвездии Большой Медведицы и хорошо видна в бинокль. 600 млн лет назад произошло столкновение ее с соседней галактикой М81, в результате которого в Сигаре возникли шаровые звездные скопления, и сама галактика стала ярче.

Полтора миллиона лет назад в ядре галактики М82 произошел мощнейший взрыв, сопровождавшийся выбросом из ядра облаков водорода и других газов общей массой почти в шесть раз больше, чем масса Солнца. Скорость движения этих облаков превышает 1000 км/с.

На предыдущих снимках галактики были хорошо видны выбросы горячего газа в форме конусов. А использование сверхчувствительного инфракрасного «Спитцера» позволило увидеть огромные пылевые облака вокруг галактики.

«Обычно вы видите дым перед тем, как видите огонь. Мы же знали об огне в галактике прежде, чем инфракрасные глаза «Спитцера» увидели дым», – говорит ученый из NASA доктор Дэвид Лэйзавиц.

Облака пыли простираются на 20 тыс. световых лет от тела галактики в обоих направлениях. Это самые крупные из обнаруженных пылевых облаков во Вселенной. Доктор Дуглас Энджелбарт из Аризонского университета говорит: «»Спитцер» показал нам ореол пыли вокруг всей галактики. Мы пока не понимаем, почему пыль не имеет форму конусов». Если бы пыль, как и газ, сформировалась в конусы, речь шла бы о выбросе из центральной области галактики, из массивных центральных звезд. Вместо этого Энджелбарт предположил, что звезды по всей галактике «отсылают» дымные сигналы в пространство.

В веществе пылевых облаков обнаружены полициклические ароматические углеводороды – такие же, как в автомобильных выхлопах.

Работа ученых будет опубликована в Astrophysical Journal.

Спитцеровский телескоп в последнее время используется весьма успешно. Совсем недавно телескоп обнаружил газопылевую туманность в форме молекулы ДНК неподалеку от ядра нашей галактики.