Новые виды уже вымирают

В то время как Всемирный союз охраны дикой природы сообщает, что более 16 тысяч видов живых существ на планете подвергаются угрозе полного исчезновения, учёные из другой организации, объединяющей экологов, биологов, зоологов и других специалистов, – Всемирного фонда дикой природы (WWF) – рассказали, что в Социалистической республике Вьетнам обнаружены 11 ранее неизвестных науке видов растений и животных.

Впрочем, эти представители создания также находятся в опасности, поскольку регион их обитания все больше осваивается человеком, считают экологи.

Как сообщили эксперты WWF, новые виды обнаружены в отдалённом районе центральной провинции Тхыатхьенхюэ, известном, как Зеленый коридор. В течение тысяч лет человек не оказывал никакого влияния на развитие этих лесов, и потому они смогли стать уникальной средой обитания для множества живых существ. На этой покрытой тропическими лесами территории произрастают пять разновидностей прежде не известных ботаникам орхидей, ползают змеи, принадлежащие неизученному пока виду рода ужей, и летают бабочки, также не внесенные в список существующих видов. Кроме того, там же произрастают еще десять разновидностей растений, которые вполне могут оказаться новыми видами. Сейчас ботаники проводят тщательный анализ.

«Так много новых видов можно обнаружить только в нескольких районах планеты, и Зеленый коридор – одно из таких мест», – отметил главный специалист WWF по этому региону Крис Дикинсон.

По его словам, за последние 20 лет на территории региона специалистам уже удавалось найти несколько новых видов животных. Так, там сохранились исчезающие виды рептилий и земноводных, птиц, открытая в начале 1990-х редкая лесная антилопа вукуанг (саола), а также самый редкий на сегодняшний день представитель приматов – желтощекий гиббон. Не исключено, что все эти находки – лишь вершина айсберга.

Представители WWF уже составили первые описания обнаруженных видов.

Так, новый вид змей, получивший полуофициальное название белогубого ужа, отличается бело-желтой полосой на голове и красными точками на теле. Змея может достигать в длину до 80 сантиметров. Как отмечают биологи, этот уж предпочитает жить в ручьях, где у него есть возможность питаться лягушками и другими небольшими животными.

Три новые разновидности орхидей, по словам ботаников, лишены листьев и не содержат хлорофилла. Эти растения не используют энергию солнца для питания, а потребляют продукты гниения. Кроме того, среди новых видов растений оказалась разновидность аспидистры или азиатского ландыша, цветы которой окрашены в черный цвет, а также аронник, чьи воронкообразные листья прикрывают красивые желтые цветы растения.

Что касается бабочек, то они пополнили список чешуекрылых, обнаруженных в провинции Тхыатхьенхюэ с 1996 года. Одна из новых бабочек оказалась шкипером, а вторая – абсолютно новым видом из подсемейства бархатницы.

Как подчеркнули в WWF, все найденные представители флоры и фауны обитают только в этой тропической зоне Вьетнама, поэтому крайне уязвимы перед разворачивающейся в регионе вырубкой леса, охотой и прочей хозяйственной деятельностью.

Местные власти согласны: «Эту территорию необходимо охранять, и мы хотим защищать леса и среду обитания всех разновидностей растений и животных. Также мы хотим внести вклад в экологически рациональное развитие региона», – пообещал директор Департамента защиты лесов провинции Хоанг Нгок Кхонь.

Два пива укрепляют память

Умеренное потребление лёгкого алкоголя, например пива, улучшает память. Новозеландские и американские учёные разобрались в механизме этого явления – пока лишь на примере крыс.

Как выяснили Мэгги Калев и Мэттью Дьюринг из университетов Окленда и Огайо соответственно, употребление алкоголя улучшает эмоциональную память, а в малых дозах также придаёт живости уму при встрече с незнакомыми объектами.

У учёных было три группы подопытных крыс. Первую группу составили полные трезвенники, а вторым и третьим в течение восьми недель в пищу подмешивали этиловый спирт, так что он составлял 2,5% рациона второй группы и 5% рациона третьей.

По уровню алкоголя в крови второй группе соответствует употребление человеком среднего веса одной-двух кружек пива в день.

Через месяц нахождения на такой диете учёные протестировали память и способность узнавать новое. В одном из опытов Калев и Дьюринг многократно, но ненадолго помещали крыс в клетку, в которой находились два небольших предмета. Когда через два дня один из предметов заменили на другой, крысам требовалось некоторое время, чтобы распознать новинку. Именно это время и засекали биологи.

Для другого эксперимента учёные раскрасили клетку в чёрный и белый цвета. Каждый раз, когда крыса оказывалась на чёрной половине, её ждал не опасный, но болезненный удар током. Крысам дали отдохнуть один день, а потом снова поместили в ящик. По поведению животных биологи оценивали, насколько хорошо они запомнили, где скрывается опасность.

Выяснилось, что по сравнению с «умеренно пьющими» грызунами у трезвенников были хуже и память, и способность быстро узнавать новые предметы. «Сильно пьющие» также распознавали новое лучше трезвенников, однако с памятью у них было значительно хуже последних.

Впрочем, о положительном влиянии пива на среднесрочную память было известно и ранее. Новизна работы, опубликованной в The Journal of Neuroscience, в том, что учёным удалось подобраться к механизму улучшения памяти алкоголем.

Известно, что функционирование синаптических связей нейронов мозга, а значит, и процессы запоминания регулируют N-метил-D-аспарагиновые (NMDA) рецепторы. Учёные заметили, что память животных улучшается при активизации одной из субъединиц рецептора – так называемой NR1 – и это именно та субъединица, что каким-то образом связана с алкоголем.

Чтобы удостовериться в этом, Калев и Дьюринг вырастили крыс, у которых генетическим образом было уменьшено содержание NR1 в гиппокампе – отделе мозга, связанном с запоминанием. Выяснилось, что при дефиците NR1 описанный эффект сходит на нет, а значит, именно через эту субъединицу спиртное оказывает положительное влияние на память. Как именно – учёные пока не знают. Они предполагают, что алкоголь блокирует NMDA-рецептор, заставляя увеличивать активность NR1 в качестве компенсации.

И всё-таки лучше не пить совсем, подчёркивают Калев и Дьюринг. Мало того что алкоголь вреден для многих других органов организма, а в эксперименте участвовали только крысы. Важно и то, что в последних опытах тестировалась лишь эмоциональная память, при том связанная с негативными эмоциями (крысы запоминали электрический удар). Именно она, как выяснилось, улучшается.

В приложении к человеку это означает, что попытки «утопить печаль в вине» чреваты запоем: алкоголь лишь укрепит воспоминание о неприятности, о которой так хочется забыть.