Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Чьи лазерные пушки мощнее - американские или наши?

Представьте себе такую картину: в заоблачной выси летит грозная ракета. И вдруг по ней скользнул яркий луч, который разрезал «стальной карандаш», как раскаленный нож кусок сливочного масла .

Или даже не разрежет - просто на несколько минут прилипнет к ракете, которая после этого клюнет носом и бесполезной железякой рухнет на землю. Скажете, что такое может быть лишь в фантастических фильмах про звездные войны? А вот и нет. Именно такое оружие уже давно испытывается в некоторых странах. Например, в США. Да и в России тоже. Оно уже давно и название получило - боевые лазеры. Но действительно ли оно обладает столь невероятными «способностями»? Ответ на этот вопрос американские и российские конструкторы держат в строжайшем секрете.

Между правдой и блефом

Как только речь заходит о боевых лазерах, сразу почему-то приходит на ум что-то типа «Новый гиперболоид инженера Гарина». Но то была фантастика. А газовый лазер, который американцы поставили на самолет и испытали в этом году, - это реальность. Называется чудо сие боевым лазером воздушного базирования ALTB (Airborne Laser TestВed). Носитель - специальный транспортный самолет YAL-1 «Боинг-747-400F». И зачем же им это? А чтобы ракеты сбивать. И сбили-таки аж две - жидкостную и твердотопливную. Но тут-то мнения и разделились.

Американское агентство противоракетной обороны (Missile Defense Agency - MDA) радостно заявило, что наступает эпоха лазерного оружия и США сделали гигантский шаг вперед. «Революционное использование направленной энергии является очень привлекательным для противоракетной обороны, поскольку предоставляет потенциал для атаки множественных объектов со скоростью света на расстоянии сотен километров», - говорится в пресс-релизе MDA.

Но другие тамошние спецы твердят иное - это всего лишь демонстрационное мероприятие, так сказать, презентация, и реальной перспективы данная система не имеет. Мол, все затеяно, дабы оправдать провалившийся проект боевого противоракетного лазера, обошедшийся американским налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов. Ведь никакой информации, кроме самого факта проведения эксперимента, корпорация «Боинг» и MDA не дают. Ни слова о скоростях и расстояниях, размерах и конструкции мишеней и метеоусловиях.

Как работает «волшебный луч»?

Лазер работает в импульсном режиме. Каждый «выстрел» длится 3 - 5 секунд, и стоимость его достигает $15 - 16 млн. Сколько таких «выстрелов» сделано за время эксперимента? Подобных вопросов - десятки. Но ответить на них - значит расписаться в беспомощности лазерной системы. Сие самая большая тайна, которая может скрываться за экспериментом. Но попробуем разобраться, как система устроена и что может.

YAL-1A несет боевой лазер в фюзеляже, а над кабиной пилотов - маломощные вспомогательные лазеры. В носу самолета в семитонной вращающейся шаровой башне-турели размещается оптическая система из 127 линз, светофильтров и зеркал, самое большое - диаметром 1,5 м. Она-то и собирает в пучок лазерный луч. Через нее-то все и работает. Старт ракеты обнаруживается бортовыми сенсорами по факелу двигателя. Затем ракета подсвечивается лазером целеуказания, а второй лазер определяет качество атмосферы в зоне стрельбы и вносит коррективы в компьютер управления основным. Тут же определяется степень искажения лазерного «пятна» на цели и корректируется специальным зеркалом с изменяемой кривизной. Последним срабатывает боевой лазер высокой энергии. Луч диаметром с волейбольный мяч разогревает обшивку ракеты до критической температуры. Удар - и оптика опять работает на прием: камеры оценивают результат и повторяют выстрел. Вспомогательные лазеры «ведут» цель до ее уничтожения. Процесс занимает около двух минут.

Трудные роды супероружия

Первый летающий лазер американцы сделали еще в начале 1970-х. В течение нескольких лет мощность лазера удалось увеличить в 10 раз, а время излучения довести до 20 - 30 секунд. В 1983 году девайс прожег оболочку мишени - имитатора противокорабельной ракеты и вывел из строя ее систему управления. Дальше дело застопорилось. Но рейгановская «Программа звездных войн» дала новый толчок разработкам. В 1985 году лазер «Миракл» с расстояния в один километр за 12 секунд прожег топливный бак второй ступени списанной МБР «Титан-1» с нарисованной на борту огромной красной звездой. Взрыв залитого под пробку бака убедил всех, что лазер - самое перспективное средство противоракетной обороны. Однако в течение следующих 10 лет ничего сверх этого достичь не удалось. Программу свернули, но потом развернули снова. Тут США вышли из Договора по ПРО и решительно двинулись по двум направлениям: ракеты-перехватчики и летающий лазер ALTB.

Откуда берется энергия

При выборе лазера остановились на химическом кислородно-йодном. У него узкий, хорошо фокусирующийся и мало затухающий в атмосфере луч. Дальность действия теоретически - 460 км. На 2005 год намечались летные испытания, по итогам которых Пентагон собирался заказать семь самолетов. В 2012 году планировалось развернуть этот воздушный компонент ПРО и начать патрулирование на ракетоопасных направлениях.

В самолете хотели установить 14 энергетических модулей мощностью в 1 МВт каждый (МВт - мегаватт - миллион ватт; мощность электропоезда «Сапсан» - 8 МВт), но инженеры дали маху, и в «Боинг» влезло только шесть. Мощность упала, и тут же дальность сократилась до 250 км. Запаса жидкого кислорода и порошкообразного йода на борту хватает на 20 - 40 «выстрелов»-импульсов.

Природу не перехитришь

Все понятно, скажете вы, а световой луч откуда? Представьте себе двигатель, где сгорает некое топливо. В процессе этой реакции атомы сбрасывают лишнюю энергию в виде фотонов - квантов света. Происходит это скачком, в такт, и возникает сверхмощный пучок света. Лучи в таком пучке не расходятся, они абсолютно параллельны, это и есть лазерный луч. А большая энергия химической реакции, выплеснутая коротким импульсом, несет в себе сокрушительную силу. Модули на борту работают как многоствольная пушка. Только на выходе не снаряд, а луч. Для работы установки надо очень много топлива - баки занимают много места. А еще могучие насосы: одни - для накачки топлива и другие - для отвода «выхлопа». Все вроде по науке, но система в режиме полной мощности работать не может!

Оказалось, что при производстве одного мегаватта энергии выделяется аж четыре мегаватта тепла. Они способны превратить самолет в дым: система воздушного охлаждения не может выдуть все это тепло из фюзеляжа. Вторым слабым звеном стала оптика: не выдерживает энергопотока. Линзы и зеркала оплавляются, меняют свойства и рассеивают луч. А на изготовление каждой нужны месяцы и миллионы долларов. Система получилась одноразовая. Мы уж не говорим о том, что случится, если ракета-мишень будет зеркально сверкать, как бляха дембельского ремня, или ее покроют теплозащитной абляционной краской. Прожжет ли ее лазерный луч? Сомнительно.

Сколько это стоило?

Поначалу программа оценивалась в 2,5 млрд. долл. Но только в 2006 году израсходовали $3,5 млрд., а весь проект оценивался уже в $7 - 13 млрд. При этом установили: нынешний уровень технологий проблемы отвода тепла и сохранения оптики решить не может. И Пентагон отказался от приобретения запланированных летающих лазеров. Дальнейшее финансирование программы прекратили, а ее статус понизили до «демонстрации технологий». Усилиями фирмы «Боинг» и партнеров периодически проводятся демонстрации единственного прототипа YAL-1А в надежде возобновить бюджетные ассигнования. А заодно и попугать русских...

Ответный удар «империи зла»

А что же мы? Так и сидели сложа руки, пока заокеанские соперники готовились лазерами прожечь наш стратегический ядерный щит? Конечно, нет. В Советском Союзе работы по лазерной тематике велись с 70-х годов в НИИ и КБ с благородными названиями «Алмаз», «Альтаир», «Радуга».

Разработки курировал секретарь ЦК партии, в дальнейшем министр обороны Дмитрий Устинов. Первый экспериментальный наземный крупный боевой лазер «Терра-3» построили на сверхсекретном полигоне в Сары-Шаган, близ озера Балхаш. Бывший командующий Войсками противоракетной и противокосмической обороны Советского Союза генерал-полковник Юрий Вотинцев вспоминал: «10 октября 1983 года во время тринадцатого полета американского космического корабля «Челленджер», когда его витки на орбите проходили в районе государственного полигона войск ПВО страны у озера Балхаш, состоялся эксперимент при работе лазерной установки в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты составляла 365 километров. Как сообщал потом экипаж «Челленджера», при полете над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание. Последовал дипломатический демарш Вашингтона, и испытания на полигоне были прекращены.

Не лыком шиты

КБ «Альтаир» достигло немалых успехов в создании корабельной лазерной системы ПВО. На полигоне под Феодосией комплекс испытали в натуре. Результаты испытаний оказались настолько обнадеживающими, что рассматривалась перспектива установки лазерного комплекса на авианесущих крейсерах типа «Киев». Он мог произвести до 400 выстрелов, но при этом расходовался почти весь запас корабельного топлива. И все же, очевидно, овчинка стоила выделки. Любопытен вот такой случай. В 1995 году министерство обороны США в качестве металлолома закупило у Украины несколько кораблей, доставшихся нашим братьям-славянам после раздела Черноморского флота. Особенно заокеанских спецов интересовал экспериментальный корабль с лазерной боевой установкой. Украине он оказался ни к чему. Американцы разобрали его до винтика, обнаружили тридцатипятимегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки огромной мощности - все, что входило в комплекс советского корабельного лазерного оружия. Щедро подаренную информацию Пентагон немедленно засекретил. Увы, «Киев» и его собратья переплавлены в зарубежных мартенах, так и не дождавшись чудо-оружия.

Меч в космосе

Велись работы и над созданием космической системы противоракетной и противоспутниковой обороны. 27 августа 1984 года министр общего машиностроения подписал приказ

№ 343/0180 о создании космического аппарата 17Ф19Д «Скиф-Д». Этим же приказом была утверждена программа по созданию военных спутников тяжелого типа. Работали по 16 часов в сутки: запуск на орбиту должен был состояться 15 мая 1987 года. «Скифы» означали полную нашу победу в борьбе за ближний космос. Они могли долго находиться на орбите, поражая из лазерной пушки чужаков. Ее не нужно было делать дальнобойной - хватило бы и ста километров. Здесь для точного выстрела не нужны суперкомпьютеры. И флот «Скифов» гарантированно разносил бы в пыль всю низкоорбитальную группировку военных спутников США.

Но за три дня до этого, когда на старте уже стояла ракета «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным «Скифом-Д» - прототипом космического истребителя с лазерной пушкой, - на Байконур приехал генсек Горбачев. Большой конференц-зал космодрома был переполнен. «Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе... - изрекал с трибуны человечек с пятном на лысине. - Наши интересы тут совпадают с интересами американского народа... Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос...» «Скиф» был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотных слоях атмосферы. Знал, все знал заранее мистер Горби.

Гонка за лидером

Боевой лазер «Скифа» испытывался на самолете Ил-76МД. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора. Оригинальным было размещение лазерной пушки: чтобы не ухудшать аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Авиационный вариант лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет - летающая лаборатория с боевым лазером в 1989 году сгорел на аэродроме базирования «Чкаловский». Однако второй А-60 проходит испытания до сих пор. Причем, по информации источников в Минобороны, работы по этой теме в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из госпрограммы вооружений финансирование в полном объеме.

Почем пучок света?

В 90-е нищие русские военные ученые не знали, что делать с боевыми лазерами и как с них прокормиться. Поэтому они взяли такой гаджет, свободно валивший на землю небольшие аэропланы, и предложили его Газпрому. Без системы поиска, сопровождения и управления, разумеется. Боевая машина в таком слегка усеченном виде демонстрировалась на МАКС-2003 в качестве «конверсионного образца». Это возможно только в России. Приходишь на выставку и совершенно свободно, даже без лицензии, покупаешь боевой лазер. Всего за $2 млн. Чисто для хозяйственных нужд. Гиперболоид демонстрировался всем желающим как «оборудование дистанционной резки металлоконструкций и железобетона». Было и коммерческое предложение. Как принято, оно призывало к «кооперации по созданию промышленного образца комплекса в контейнерном исполнении с программным управлением». В комплект входил собственно лазер, турбореактивный двигатель для его накачки и тягач марки «КрАЗ». Все в нашем бессмертном дизайне «сарай на колесах». Чудовищная «болгарка» как магнитом притягивала посетителей восточной наружности. Что ждет наших лазерщиков дальше - неведомо. Хочется думать, что после испытания «Боинга» YAL-1 у нас с пыльных полок достанут чертежи так и не рожденных боевых лазеров. И мы снова ринемся догонять американцев. Не привыкать...

Тем временем...


И вот еще тепленькие вести: в России разрабатывается военная лазерная установка воздушного базирования, смонтированная на самолете Ил-76. Многие специалисты не исключают, что разработка подобной установки - вопрос престижа для РФ.

Американцы признают успехи российских лазерщиков, и тамошнее Агентство по противоракетной обороне не собирается отказываться от разработок оружия направленной энергии, поскольку оно будет весьма востребованным в ближайшем будущем.

«И было бы глупо отказываться от дальнейших исследований, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, - и от тех видов вооружения, и от тех технологий, где даже твой потенциальный противник оценивает тебя крайне высоко».