«Смерть в колыбели» поймали за руку

Английские ученые, возможно, разгадали причину синдрома внезапной детской смерти. Как сообщает Nature Neuroscience Today, группа под руководством профессора Джулиана Патона из Бристольского университета обнаружила клетки головного мозга, которые могут производить импульсы, ответственные за дыхание типа «гаспинг». Клетки получили название пейсмейкеров (пейсмейкерами называют еще кардиостимуляторы).

Джулиан Патон объединил усилия двух ведущих американских специалистов по изучению дыхания: доктора Джеффри Смита из Национального Института здоровья (NIH) и дартмутского профессора Уолтера Ст.-Джона. Они проводили свои исследования на созданной бристольцами уникальной экспериментальной установке.

Патон говорит: «Наши исследования снимают существующее противоречие в науке, показывая, что клетки-пейсмейкеры в мозгу отвечают за гаспинг, а не за обыкновенное дыхание. Возможно, синдром внезапной детской смерти возникает из-за отказа системы гаспинга и самооживления».

Если нормальное дыхание останавливается, пейсмейкеры «включают» гаспинг, который восстанавливает уровень кислорода в крови и вновь «запускают» сердце младенца.

«Важность нашей работы заключается в том, что мы обнаружили в мозгу клетки, ответственные за включение механизма самовозвращения к жизни и восстановления дыхания и сердечной деятельности при критически низких уровнях кислорода в организме», – говорит доктор Смит.

Патон с коллегами установили, что пейсмейкеры зависят от уникального белка, создающего пору или отверстие в клеточной мембране. При низких уровнях кислорода отверстие расширяется, обеспечивая доступ ионов натрия в клетку, автоматически «запуская» гаспинг.

Ученые доказали, что, блокируя пору, они блокировали стимулирование гаспинга и что смерть в данном случае оказывалась неизбежной.

Исследователи полагают, что отсутствие клеток-пейсмейкеров в головном мозгу – это генетически обусловленный эффект.

Гаспинг (агональное дыхание) –
патологическое дыхание, характеризующееся редкими, короткими и глубокими, судорожными дыхательными движениями. Обычно агональное дыхание возникает при крайне тяжелых состояниях организма, сопровождающихся выраженной гипоксией головного мозга.

Связь SIDS с генами была предварительно установлена еще в 2001 году другой группой из Великобритании.

Генетическая природа SIDS не означает, что его нельзя предотвратить. Существует много факторов, повышающих риск детской смертности. Например, курение матери во время беременности повышает риск SIDS в 4 раза, курение кормящей матери – в 1,38 раза (а при курении матери и отца – в 5,19 раз), пассивное курение самого ребенка – в 2,41 раз (а если курили в комнате ребенка – в 8 раз).

Сон ребенка на животе увеличивает риск SIDS до 30 раз, беременность в юном возрасте (до 20 лет) – в 7 раз.

Недоношенная беременность, прием лекарств в последние дни беременности, перегрев и переохлаждение спящего младенца, слишком мягкие матрацы и даже перерыв менее 1 года между беременностями – все это заметно повышает риск SIDS.

В университете Онтарио также уверены, что каждый шестой случай SIDS в наше время – последствие загрязнения окружающей среды выхлопными газами автомобилей.

Ученые из США установили, что сосание пустышки во время сна снижает риск SIDS на 90%.

В 1991 году в Великобритании началась кампания по снижению риска SIDS. В итоге за 8 лет смертность снизилась на 70% Различные версии причин SIDS касались возможных врожденных дефектов у детей, но все исследователи указывали на неоконченность исследований.

Медики из Кайзер Перманенте совместно с Национальным институтом здоровья США проводили опрос 185 матерей, дети которых умерли от SIDS, и 312 матерей здоровых младенцев того же возраста.

Результаты опроса показали, что сосание пустышки – эффективное средство профилактики SIDS. В Калифорнии синдром служит причиной смерти одного ребенка из 2000. Если бы все младенцы сосали пустышку во сне, риск SIDS составил бы 1 на 20000 детей.

По мнению авторов исследования, польза пустышки в том, что она (из-за своей массивной ручки) препятствует тому, чтобы ребенок задохнулся, зарывшись лицом в подушку или покрывало. Другое возможное объяснение: сосание пустышки способствует созреванию дыхательного центра головного мозга, что особенно актуально для недоношенных младенцев.