Закат на экзопланете приоткрыл завесу тайны над её атмосферой

Исследователи ожидали обнаружить в ней следы натрия, калия и воды, но вместо этого нашли железо, силикаты и оксид аллюминия.

Швейцарским учёным, впервые за всю историю науки, удалось наблюдать закат на экзопланете, сообщает Space.com. Речь идёт о планете HD 189733b, газовый гигант размером чуть больше Юпитера, располагающемся в 63 световых годах от Земли. Предыдущие наблюдения позволили узнать только то, что эта планета затянута облаками.

По словам Фредерика Понта, астронома из обсерватории Университета Женевы, основной долгосрочной задачей учёных сейчас является изучение атмосферы каменистых планет. Можно сказать, что специалисты сделали первый шаг в этом направлении — получили более-менее полный облик экзопланеты, пускай и газового гиганта.

Лучи светила, проходя через внешние слои атмосферы планеты, принимают тот или иной цвет в зависимости от того, из каких газов она состоит. В случае с HD 189733b, лучи её жёлтого солнца, диаметр которого составляет 76% от диаметра Солнца, приняли красный цвет.

Исследователи ожидали обнаружить следы натрия, калия и воды, но вместо этого нашли железо, силикаты и оксид аллюминия. Такой состав атмосферы характерен для Венеры и спутника Сатурна, Титана. Пока что у HD 189733b не обнаружено спутников, но, возможно, в будущем более мощные, нежели использовавшийся в данном исследовании «Хаббл», телескопы смогут сделать это.

Исследование: каждый второй телефон сделан в Китае

По результатам исследования тайваньской компании Market Intelligence Center, более половины всех телефонов в мире, проданных во второй четверти 2007 года, были сделаны в Китае. При подсчетах учитывались только GSM-терминалы.

«Китайская мобильная индустрия курируется огромным сектором производителей электроники и гигантским собственным рынком мобильных телефонов», — подчеркивают аналитики Market Intelligence Center.

Поставки телефонных аппаратов постоянно растут. Во втором квартале 2007 года этот показатель превысил 132 млн. единиц, в третьей четверти должен вырости до 147 млн., а в четвертой — до 166 млн.

Экологи требуют защитить морскую фауну от рыбацких сетей

На днях в британской прессе были опубликованы фотографии морских обитателей, запутавшихся в брошенных рыбацких сетях и погибших медленной смертью. Это вызвало волну выступлений экологов и общественных организаций, которые призвали ужесточить законодательство по охране морской фауны, пишет Guardian.

Вблизи побережья Великобритании, недалеко от Корнуолла, водолаз-любитель Дейв Пик (Dave Peake) обнаружил брошенную сеть длиной 60 м, ставшую могилой для множества рыб, крабов и даже морских птиц, попавших в ловушку. Сеть находилась на глубине 6 метров под водой. Никто не взял на себя ответственность за произошедшее.

Когда рыбаки теряют сети, чаще всего они не предпринимают никаких действий для их поиска, поскольку это обходится слишком дорого. В результате брошенная сеть запутывается в комок и опускается на дно вместе с попавшими в нее морскими обитателями. Представитель Агентства по защите окружающей среды Майк Даннинг (Mike Dunning) заявил: «Необходимо ужесточить законодательство, чтобы владельцев потерянных или незаконно установленных сетей можно было привлечь к ответственности. При этом необходимо придумать способ идентификации потерянных сетей, чтобы быстро разыскивать хозяев».

Доктор Софи Атэртон (Sophie Atherton) из Королевского общества защиты птиц считает, что Парламент срочно должен принять законопроект, который бы обеспечил защиту морским птицам.