Генетически изменённый рис накормит голодающих

Профессор Энди Перейра (Andy Pereira) из института биоинформатики Вирджинии (Virginia Bioinformatics Institute) и его коллеги из США, Индии, Индонезии, Израиля, Италии, Мексики и Нидерландов сумели создать новый вид риса, который требует для роста меньше воды, чем обычный, давая больший урожай.

Обычный рис (Oryza sativa) нуждается в немалом количестве воды, втрое большем, чем другие зерновые культуры. Это существенное ограничение, мешающее нарастить объём производства риса.

Авторы работы изучали растение арабидопсис, которое показывает стойкость к засухе. В самых выносливых экземплярах обнаружили мутантную версию гена HARDY, причём молекулярные и генетические исследования показали связь именно данного гена с эффективностью использования растением воды.

Следующим шагом стало внедрение такого гена в рис и изучение свойств полученного растения. Хотя ген HARDY в рисе работает не совсем так, как в арабидопсисе, говорят учёные, он позволил и ему намного лучше использовать воду и поднять эффективность фотосинтеза.

Исследователи выявили, что новый ген в рисе влияет на метаболизм ключевых белков и углеводов. Учёные установили, какие кластеры генов активируются при работе гена HARDY и проследили улучшения в использовании растением воды до определённого фактора транскрипции, однако как именно он работает в организме – ещё предстоит разбираться.

Результат же модификации оказался многообещающим: в условиях приличной нехватки воды, HARDY-рис показал на 50% больший рост биомассы, в сравнении с тем же сортом риса, но без генетической модификации.

Кстати, биологи далеко не первый раз демонстрируют, что генетически изменённые растения могут давать существенно больший урожай. Так ранее мы рассказывали о высокопроизводительных генно-модифицированных: маниоке и удивительном съедобном хлопке.

Ученые доказали бесполезность гомеопатических средств

Швейцарские и британские ученые опубликовали в авторитетном медицинском журнале The Lancet статью, в которой приравняли гомеопатические средства к лекарствам-пустышкам, то есть - к плацебо.

В 2002 году фонд, основанный американским скептиком Джеймсом Рэнди, пообещал 1 миллион долларов любому человеку, способному убедительно доказать, что гомеопатические средства действительно могут лечить людей. Приз никто не получил до сих пор.

Зато профессор Маттиас Эггер из университета Берна, его коллеги из университета Цюриха и британская группа ученых из университета Бристоля провели 110 лабораторных тестов и не нашли никакого свидетельства, что гомеопатия чем-то лучше плацебо.

Ученые предлагают остановить эту "терапию", провести масштабные исследования и советует докторам быть смелыми и честными с пациентами, рассказывать им "о нехватке пользы" в гомеопатии.

Профессор Эггер верит, что некоторые люди чувствуют себя лучше после принятия гомеопатических средств, но склонен связывать этот эффект с психологическим фактором, "опытом терапии в целом", временем и вниманием, которое гомеопат уделяет человеку.

Разумеется, сами гомеопаты и некоторые их пациенты с выводами ученых не согласились. И, конечно же, многолетний спор на эту тему продолжится, говорят эксперты.

Новое полимерное покрытие убивает бактерии

Профессор Марек Урбан (Marek Urban) и его коллеги из колледжа полимеров и высокоэффективных материалов университета Южного Миссисипи (School of Polymer and High Performance Materials) создали необычное покрытие для имплантатов и хирургических инструментов, которое убивает бактерии. Это изобретение может спасти тысячи людей.

Учёные нашли способ закрепления на специальном полимере такого хорошо известного вещества, как пенициллин. Вообще, впервые исследователи показали, что антибиотики могут прикрепляться к поверхности.

Правда, для этого пришлось подобрать подходящий способ модификации поверхности полимера, которая, благодаря своему особому виду, в частности высокой пористости, притягивает и удерживает антибиотик.

Тесты показали, что новое покрытие эффективно борется с staphylococcus aureus, одной из опасных, но при этом распространённых инфекций. А поскольку стерилизация инструментов в клиниках эффективна не на 100%, возможность создания инструментов с новым покрытием — очень важна.

Причём авторы новации подчёркивают, что новое покрытие может абсорбировать не только пенициллин, но и ряд других антибиотиков, что важно, поскольку некоторые бактерии устойчивы к пенициллину, а некоторые пациенты обладают аллергией на это же вещество. А кроме того, та же технология может помочь в создании покрытий для имплантатов, которое будет предотвращать свёртывание крови.

Сейчас университет подыскивает деловых партнёров для коммерциализации изобретения Марека Урбана и его группы.

Читайте также о портативном устройстве, которое генерирует смертельный для бактерий воздух, суперочистителе воздуха для больниц, антибактериальной компьютерной мыши и белковом покрытии зубных имплантатов.