Найдены генетические причины миграции птиц

Ученые обнаружили некоторые молекулярные механизмы, которые заставляют перелетных птиц путешествовать с места на место по ночам. Статья исследователей появилась в журнале Proceedings of the Royal Society B, а коротко о работе пишет New Scientist.

Ученые работали с 14 европейскими популяциями славки-черноголовки Sylvia atricapilla, которые проводят лето в северной Европе, а на зиму перебираются в ее южную часть или в северную Африку. Обычно эти птицы активны днем, однако в период миграции они совершают перелеты по ночам.

Авторы взяли у птиц пробы крови, выделили ДНК и протестировали активность некоторых генов, имеющих отношение к суточным ритмам, в различные часы. Оказалось, что ночная активность "завязана" на работу гена ADCYAP1, причем некоторые аллели (варианты) этого гена соответствовали большей беспокойности птиц в ночные часы.

Ген ADCYAP1 кодирует белок под названием PACAP, который принимает участие в регуляции синтеза мелатонина, активности обмена веществ и усвоения пищи. Именно эти процессы изменяются у птиц, готовящихся к ночному перелету.

Коллеги авторов хорошо приняли их новую работу, однако отметили, что обнаруженная взаимосвязь представляет собой только малую часть всех процессов, которые регулируют поведение перелетных птиц.

Недавно другой коллектив ученых исследовал еще один аспект, касающийся миграции птиц. В путешествиях птицы ориентируются по магнитному полю Земли. По итогам экспериментов ученые установили, что они в буквальном смысле видят его.

МО: размещение на Курилах систем С-400 нецелесообразным

Минобороны РФ считает размещение на Курилах систем С-400 нецелесообразным.

Москва. 16 февраля. INTERFAX.RU - В Минобороны РФ не видят смысла развертывать на Курилах зенитные ракетные система С-400 "Триумф", поскольку для выполнения задач по прикрытию группировки войск на островах достаточно средств войсковой ПВО. "Средства ПРО на Курилах необходимо усилить. Однако никакой целесообразности в развертывании систем С-300, не говоря уже о С-400 нет. Достаточно разместить на островах современный дивизион средств ПВО Сухопутных войск типа "Бук" или "Тор", - сказал помощник министра обороны РФ, бывший командующий Дальневосточным военным округом, генерал армии Юрий Якубов "Интерфаксу" в среду. Так он прокомментировал сообщения некоторых СМИ о, якобы, существующих планах военного руководства развернуть на Курилах системы С-400.

В космосе нашли 18 опасных для Солнечной системы звезд

Астрономы обнаружили в ближайшем космическом окружении 18 звезд, которые могут представлять опасность для Солнечной системы. Ученые доложили о своих выводах на 217-й встрече Американского астрономического общества. Коротко суть их доклада приводит портал Space.com.

Авторы проанализировали данные о 40 тысячах красных карликах спектрального класса М (более 70 процентов всех светил относятся к этому классу). У ученых были данные об их радиальных скоростях и дистанции до Солнечной системы, и на основании этих сведений они смогли вычислить перемещения этих звезд в течение ближайшего миллиарда лет.

Оказалось, что для 18 из изученных звезд шансы пройти поблизости от Солнечной системы относительно высоки. Ни одна из них не должна столкнуться непосредственно с Солнцем - вероятнее всего, светила могут дестабилизировать облако Оорта, которое является источником комет. Облако Оорта удалено от Солнца на расстояние от 50 тысяч до 100 тысяч астрономических единиц (одна астрономическая единица соответствует расстоянию от Земли до Солнца) и тем не менее, гравитация "опасных" звезд может привести к тому, что планеты Солнечной системы подвергнутся активной кометной бомбардировке.

Исследователи подчеркивают, что шансы на то, что хотя бы одна из 18 звезд пройдет на достаточно близком для дестабилизации облака Оорта расстоянии, чрезвычайно малы. Наблюдения указывают, что за все время существования Солнечной системы подобные сближения происходили всего несколько раз.