WikiLeaks подал пример архивистам

Венгерские историки опубликовали в Интернете сотни документов времен холодной войны. Проект был реализован центром "Открытые архивы" - одним из крупнейших в Европе. По словам ученых, это лишь начало. В ближайшие месяцы они обещают выложить в Интернет 15 тысяч документов, которые ранее хранились в виде микрофильмов и были доступны лишь небольшому числу историков.

В основном, это письма из архивов американских посольств, в том числе, отправленные из Москвы. Идея оцифровать документы пришла к историкам неожиданно. Их вдохновил пример портала WikiLeaks, который регулярно публикует переписку американских дипломатов, правда, более современную. Директор научно-исследовательского центра "Открытые архивы" Иштван Рев пояснил: ""Когда wikiLeaks начал публиковать депеши американского госдепартамента, мы осознали, что вся их предыстория есть в наших архивах, и решили сделать ее доступной общественности, тем более, что к тому времени все эти важные исторические документы уже были рассекречены".

Россияне на МКС выбросили ненужное оборудование в открытый космос

Космонавты Олег Скрипочка и Дмитрий Кондратьев завершили почти шестичасовой выход в открытый космос, сообщает в пятницу, 21 января, "Интерфакс".

Российские космонавты провели в открытом космосе пять с половиной часов, вернувшись на Международную космическую станцию (МКС) на полчаса раньше намеченного времени. Скрипочка и Кондратьев, за то время, что они провели за пределами станции, выполнили все поставленные перед ними задачи, заявил представитель Центра управления полетами (ЦУП).

Космонавты установили на российском модуле МКС "Звезда" устройство, обеспечивающее высокоскоростную передачу информации на Землю. Как рассказал "Интерфаксу" источник в ракетно-космической отрасли, это позволит России более не пользоваться услугами США для передачи больших объемов научной информации. Скрипочка и Кондратьев перенесли внутрь станции с поверхности российского модуля европейский аппарат EXPOSE-R, использовавшийся для изучения воздействия космического излучения на живые организмы. Кроме того, космонавты перенесли на МКС неисправный российский инжектор плазмы в составе блока аппаратов ИПИ-СМ.

В числе выполненных россиянами задач оказалась установка телекамеры для съемок стыковки российского модуля "Рассвет" с прибывающими на МКС "Союзами".

"Космонавты в соответствии с планом выхода отправили в свободный полет защитную крышку, снятую с моноблока радиотехнической системы ... , а также пустую катушку от кабелей, проложенных по внешней поверхности модуля "Звезда", - добавили в ЦУП, пояснив, что вскоре выброшенное оборудование сойдет с орбиты и сгорит в атмосфере.

Дмитрий Кондратьев совершил свой первый выход в открытый космос. Для Олега Скрипочки этот выход стал вторым. Во время работы за пределами станции космонавты использовали скафандры "Орлан-МК", оснащенные электронным табло, которое показывает космонавту расход кислорода и сигнализирует о внештатных ситуациях.

NASA теряет связь с аппаратами на Марсе

Американское аэрокосмическое агентство NASA в течение двух недель будет лишено возможности связаться по радио со своими зондами, спутниками и марсоходами, работающими в окрестностях Красной планеты. Причиной нештатной ситуации оказалось Солнце, занявшее место точно между Землей и Марсом.

Опасность такого расположения космических тел заключается в том, что некоторые передаваемые по радио команды, проходя вблизи светила, могут быть искажены самым неожиданным образом и привести к возникновению сбоев в тонкой аппаратуре.

Среди временно оставшихся без связи с Землей устройств - марсоход Opportunity и зонды MRO и "Марс-Одиссей", находящиеся на околомарсианской орбите. Период радиомолчания Земли продлится с 27 января по 11 февраля. При этом передача научных данных с Марса на Землю прерываться не будет, поскольку она никакого влияния на аппаратуру не оказывает.

"В целом, мы ожидаем, что ежедневный объем данных с марсохода сократится, и не будет поступать вовсе в те четыре дня, когда Марс окажется точно в середине за Солнцем", - рассказал менеджер миссии марсохода Альфонсо Геррера.

Как напоминает РИА Новости, марсоходы Opportunity и Spirit высадились на Марсе в январе 2004 года. Хотя они были рассчитаны только на 90 дней работы, обоим машинам удалось поставить новый рекорд продолжительности работы на поверхности Марса. Однако в 2009 году Spirit с двумя сломанными колесами застрял в песке, а вот Opportunity до сих пор успешно продолжает работу.

Стоит отметить, что присутствие земной техники на чужих планетах вызывает некоторые опасения специалистов. Так, земные микроорганизмы могут привести к необратимым изменениям "экосистемы" Марса, считает глава Международного комитета против миссии по доставке образцов с Марса, почетный сотрудник Центра астробиологии Кардиффа Барри ди Грегорио.