Popular Science привел свой список лучших достижений года

Американский журнал Popular Science опубликовал свою версию списка из ста лучших технических достижений 2010 года. В него попали и четыре военных изобретения, в том числе, европейский военно-транспортный самолет Airbus A400M Grizzly, гиперзвуковая ракета Boeing X-51A Waverider, беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37B и система разведки и наблюдения для беспилотников Gorgon Stare, сообщает Lenta.Ru.

Транспортник A400M совершил свой первый полет в конце 2009 года, опоздав от графика разработки на два года. Этот самолет рассчитан на перевозку 37 тонн грузов, из которых 16 тонн могут быть сброшены на парашюте. A400M может перевозить в грузовом отсеке два ударных вертолета и 116 десантников. Максимальная скорость полета A400M составляет 790 километров в час, а дальность полета — до 9,3 тысячи километров.

Гиперзвуковая ракета X-51A совершила первый полет в конце мая 2010 года. Аппарат, запущенный с борта бомбардировщика B-52 Stratofortress, провел в воздухе около 200 секунд, развив при этом скорость в пять чисел Маха (5,8 тысячи километров в час). Во время полета было зафиксировано аномальное поведение ракеты — все узлы аппарата работали нормально, но данные телеметрии стали поступать на пункт управления с перебоями. Военным пришлось дать ракете сигнал к самоуничтожению.

Орбитальный беспилотник X-37B впервые поднялся в воздух в конце апреля 2010 года. Американские военные планировали проверить работоспособность всех бортовых систем беспилотника, в том числе системы управления. Цели, для которых ВВС США будут использовать орбитальный самолет, не разглашаются. По одной из версий, основной его функцией станет доставка грузов на орбиту.

Комплект систем наблюдения Gorgon Stare позволит операторам беспилотных летательных аппаратов вести наблюдение за большим участком земной поверхности. Система, которой могут управлять сразу несколько человек, позволяет наблюдать за 3,2 квадратного километра поверхности и сопровождать до 12 целей одновременно. Сенсоры устройства позволяют вести видео- и фотосъемку в любое время дня и ночи.

Журнал Popular Science публикует список лучших технических достижений ежегодно. Ранее свою версию лучших изобретений 2010 года представил американский журнал Time.

Японцы научили бактерии решать судоку

Команда студентов из Токийского университета (University of Tokyo) и ряда других японских вузов продемонстрировала любопытное достижение на международном соревновании по генной инженерии iGEM 2010, прошедшем в начале ноября в Массачусетском технологическом институте (MIT).

Авторы опыта создали 16 штаммов бактерий с уникальными генетическими вставками, которые идентифицируют положение этих кишечных палочек в одной из клеток сетки судоку 4 х 4 (они получили порядковые номера от 1 до 16). Кроме того, модификация позволила всем этим бактериям вырабатывать один из четырёх цветов, обозначающих число в клетке головоломки.

В начале игры некоторые клетки должны быть заполнены. Потому биологи поощрили часть бактерий дифференцироваться и запустить в работу гены, кодирующие те или иные цвета. Далее авторы поместили все бактерии в колбу (собственно в ней и происходило решение головоломки).

В растворе бактерии начали передавать друг другу два "сообщения": свой порядковый номер (позицию в головоломке) и выбранное число. Происходило это при помощи обмена вирусами-векторами, которые несли РНК, кодирующие ферменты-рекомбиназы.

Генетики запрограммировали бактерии так, что те могли принять вирусы, поступающие только от клеток, находящихся в одном ряду (или одной колонке, или одном блоке), что и они сами. Потом в дело вступал генетический переключатель, выдающий на выходе "число", которое не было принято от других клеток (смотрите рисунок справа). Так, если кишечная палочка получала числа 1, 2 и 3, она запускала синтез протеина, соответствующего числу 4.

Затем только что дифференцировавшаяся бактерия начинала транслировать соседям выбранное ею число. Соответственно, другие бактерии, ещё не успевшие определиться, получали этот сигнал. Их генетические переключатели срабатывали таким образом, что вся табличка судоку заполнялась в полном соответствии с правилами игры. Японские студенты говорят, что, расширив этот принцип на 81 штамм, можно заставить бактерии решать полный вариант судоку (9 х 9).

Подробности опыта можно найти на страничке проекта Sudoku. (Узнайте также о том, как бактерии научились разговаривать цветом и работать в роли синхронизированных генетических часов, а слизевик построил карту железнодорожных линий Токио.)