Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Данте прицепили чью-то челюсть

О том, что внешность Данте Алигьери в действительности имеет мало общего с образом классического изобличителя людских пороков, выписанного Рафаэлем, стало известно с момента первых публикаций реконструкций лица поэта, выполненных итальянскими учеными. Поразившись более «человечному» облику Данте по сравнению с широко известными изображениями, ученые отметили, что его знаменитый изогнутый нос хоть и напоминает по форме орлиный, все же уступает по размерам тому, который традиционно приписывали поэту.

С того момента, когда итальянские журналисты добрались до результатов реконструкции, до полноценного её описания, удовлетворяющего стандартам научной публикации, прошло полтора года.

В статье, опубликованной в последнем номере Journal of Archaeological Science, авторы раскрыли все секреты своей работы.

Основой для воссоздания внешности знаменитого флорентийского изгнанника стал гипсовый слепок черепа, который был выполнен в 1921 году антропологом Фабио Фрассетто. Самым важным этапом реконструкции стало моделирование «с нуля» нижней челюсти поэта. Далее трехмерное изображение полного черепа обрабатывали с помощью виртуального моделирования и так называемого «обратного проектирования», или создания копии существующего объекта после тщательного анализа всех его элементов.

Для получения физической модели черепа Данте исследователи применили еще один современный метод – технологию «быстрого создания прототипа», когда для создания объекта в соответствии с компьютерным изображением применяется послойное наращивание материала. И только после того, как в руках ученых оказался полученный с помощью ультрасовременных методов «полный череп Данте», они приступили к традиционной реконструкции внешности поэта с помощью тех же методов, которые обычно задействованы в криминалистике.

Методы реконструкции внешности используются в криминалистике с прошлого столетия. Наверное, самый знаменитый и «научный» из них – так называемый анатомический подход – был разработан советским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым ещё в первой половине прошлого века. Он использовал его впервые для воссоздания облика неандертальца и питекантропа, а позднее эффективность метода была доказана при реконструкции внешности умерших современников ученого. Американские специалисты часто используют другой подход, но при этом оба метода учитывают толщину мягких тканей черепа. Итальянцы, работавшие над лицом Данте, воспользовались «русско-американским» методом, так как полагают, что наилучшие результаты дает комбинация этих двух технологий.

В отличие от криминалистов, для археологов главной проблемой является сохранность материала.

В случае с Данте самую большую проблему для археологов представляла отсутствующая нижняя челюсть. Данте умер в Равенне в 1321 году (вероятно, из-за малярии) и был похоронен в церкви Сан-Франческо. Флорентинцы неоднократно пытались вернуть останки своего соотечественника на родину, но до 1515–1519 года они так и оставались в Равенне, где хранились в мраморном саркофаге. Когда флорентинец Джованни Медичи стал папой Львом Х, жители Равенны поняли, что мечта Флоренции близка к осуществлению, и решили, во что бы то ни стало, сохранить у себя останки великого поэта. Проделав дыру в мраморном саркофаге Данте, местные монахи похитили останки флорентинца и перезахоронили их в секретном месте, расположение которого вскоре было утеряно. Во всяком случае, когда посланцы из Флоренции попытались вернуть Данте на родину, они нашли в церкви лишь пустой саркофаг.

Во время ремонта, который проводился в 1865 году по соседству с пустующей усыпальницей поэта, за стеной часовни Браччиофорте нашли деревянный гроб с останками Данте. В гроб была вложена написанная в 1677 году отцом Антонио Санти записка, подтверждающая, что останки принадлежат именно Данте: «Dantis Ossa – a me Fra Antonio Santi – hic posita – Ano 1677 die 18 octobris».

Останки вновь поместили в мраморный саркофаг, и если не считать предшествовавшее этому короткое исследование, то первым серьезным анализом останков Данте можно назвать работу Фабио Фрассетто и Джузеппе Серджи в 1921 году. После тщательного описания и измерения останков поэта Фрассетто создал гипсовую модель черепа Данте.

Его творение оказалось столь совершенным, что параметры, снятые с настоящего черепа Данте и с модели Фрассетто, отличаются друг от друга не больше, чем на 0,7 мм.

Исследователи с уважением отнеслись к труду своего предшественника и вместо того, чтобы по традиции снять с модели слепок, решили ограничиться сканированием, поскольку этот метод гарантирует абсолютную сохранность ценного артефакта. К тому же трехмерное цифровое изображение было необходимо для воссоздания отсутствующей нижней челюсти поэта.

Подходящую челюсть исследователи нашли в коллекции все того же Фабио Фрассетто, обследовав около 90 черепов из Музея антропологии и выбрав один, морфологически наиболее близкий черепу Данте.

Черепную коробку и нижнюю челюсть экспоната также отсканировали, а затем с помощью виртуального моделирования нижнюю челюсть молодого человека возрастом около 30 лет «состарили» и «подогнали» к черепу поэта.

Последующие этапы включали виртуальное сочленение двух элементов черепа с внесением необходимых изменений в строение нижней челюсти. После того как было достигнуто полное соответствие, ученые воссоздали обе детали, используя технологию быстрого создания прототипов с помощью системы Stratasys Dimension SST, которая использует метод нанесения термопластов (FDM, Fused Deposition Modeling) и обеспечивает создание трехмерной модели путем постепенного добавления слоев пластика толщиной всего в четверть миллиметра.

Получив физическую модель черепа Данте, исследователи приступили к классической методике воссоздания лица: на гипсовый слепок, снятый с прототипа, вручную наносили лицевые мускулы из пластилина, учитывая толщину мягких тканей, соответствующих возрасту и полу покойного. Покрыв получившееся лицо слоем пластилина, соответствующим толщине кожи, ученые смоделировали на нем морщины, которыми мог бы обладать Данте в возрасте пятидесяти шести лет.

И родился «самый настоящий» Данте.

Конечно, облик поэта, который получили теперь итальянцы, также трудно назвать истиной в последней инстанции, поскольку образ человека в значительной степени определяется выражением определенных эмоций, в той или иной мере присущих любому человеку. К тому же нужно учесть отсутствие родной нижней челюсти, которая, судя по всему, придавала лицу Данте весьма характерный вид.

Скорее всего, Данте Алигьери все же останется в памяти человечества таким, каким его привыкли представлять себе в течение нескольких столетий. Образ человека с орлиным носом и выдающимся подбородком наилучшим образом подходит в нашем воображении именно автору «Божественной комедии», несмотря на то, что автор стихов, воспевающих Беатриче, вполне мог бы обладать более мягкими чертами лица. Возможно, современному читателю трудно представить, какое влияние оказывала «Божественная комедия» на читателей Средневековья и даже недавнего прошлого.

Данте был не первым известным историческим деятелем, чей образ воссоздали с применением современных технологий. Ранее «Газета.Ru» рассказывала о реконструкции лица Тутанхамона тремя независимыми группами исследователей. Что же касается воссоздания лиц исторических личностей традиционным методом, то нельзя не упомянуть о выполненных Михаилом Герасимовым реконструкциях облика Ярослава Мудрого, Тимура, Ивана Грозного и многих-многих других.