Ученые рассчитали время первичного хаоса

После Большого взрыва Вселенная в течение чрезвычайно короткого промежутка времени находилась в состоянии хаоса - к такому выводу пришла группа физиков, разработавшая модель, которая описывает самые ранние этапы эволюции Вселенной. Работа ученых опубликована в журнале Communications in Mathematical Physics, коротко о ней пишет портал Space.com.

Под термином Большой взрыв ученые понимают событие, которое дало начало Вселенной. Его точные характеристики неизвестны, однако исследователи разработали несколько гипотез, описывающих происходившие в момент Большого взрыва и сразу после него события. По одной из версий, за Большим взрывом последовал непродолжительный период, когда Вселенная находилась в состоянии хаоса. Хаотические системы чрезвычайно чувствительны к малейшим изменениям начальных условий - даже самый небольшой сдвиг приводит к очень сильной и непредсказуемой реакции.

Предположения, что после Большого взрыва Вселенная на короткое время перешла в состояние хаоса, высказывались и раньше, однако авторы новой работы, по их словам, представили новые исчерпывающие доказательства правомерности такой версии. Согласно выкладкам исследователей, Вселенная перешла в состояние хаоса спустя 10-43 секунды после Большого взрыва, и пробыла в нем около 10-36 секунды. Все это время новорожденная Вселенная расширялась, и этот процесс, по мнению специалистов, также был хаотическим.

Недавно другой коллектив ученых предложил еще одну гипотезу, объясняющую, как вела себя Вселенная в первые мгновения после Большого взрыва. По итогам анализа микроволнового фонового излучения исследователи заключили, что молодая Вселенная расширялась неравномерно.

Инфракрасный телескоп WISE начал "теплую" часть миссии

Инфракрасный телескоп WISE начал новую - "теплую" - часть своей миссии, так как у аппарата закончился жидкий водород, который охлаждал детекторы. Подробнее "будни" телескопа описаны в пресс-релизе Лаборатории реактивного движения (JPL) при NASA.

Название телескопа расшифровывается как Wide-field Infrared Survey Explorer - телескоп с широкоугольной оптикой для изучения Вселенной в ИК-диапазоне. Благодаря тому, что жидкий водород охлаждал детекторы до температуры 12 кельвинов (минус 261,15 градуса Цельсия), телескоп мог "видеть" очень холодные объекты, испускающие мало тепла. Запас водорода изначально был рассчитан на 10 месяцев.

Ученые, курирующие работу телескопа, приняли решение продолжить его миссию, назвав ее новый этап NEOWISE. Несмотря на упавшую чувствительность (температура детекторов составляет около 70 кельвинов, или минус 203 градуса Цельсия), WISE по-прежнему может наблюдать Вселенную, в частности следить за кометами или астероидами, в том числе теми, которые проходят поблизости от Земли. К настоящему моменту телескоп уже обнаружил 120 комет и более 33,5 тысячи астероидов.

Кроме того, WISE закончит второй обзор неба, начатый еще тогда, когда запас жидкого водорода не истощился. Телескоп успел изучить небосклон 1,5 раза и за это время сделал около 1,8 миллиона фотографий (все в ИК-диапазоне) различных объектов, в частности коричневых карликов, остывших звезд и удаленных галактик. Завершение обзора, по оценкам специалистов, займет от одного до четырех месяцев.

Атомоход "Россия" совершил первую остановку

Атомный ледокол "Россия" по пути в Арктику совершил первую запланированную остановку. Он бросил якорь неподалёку от острова Визе в Северном Ледовитом океане. Там находится российская метеостанция. Её сотрудникам доставили подарки с большой земли.

- Полярная станция остров Визе! Остров Визе! Я атомоход "Россия"! Прием!

- Атомоход "Россия", вас прекрасно слышу. Мы вас видим, не стали беспокоить раньше времени!

Около трех часов утра всего в 20 милях от небольшого островка Визе атомный ледокол "Россия" застопорил ход. Попасть на берег можно только вертолетом. Короткие сборы - и корабельный Ми-8 берет курс на побережье.

Экипаж высадился на засыпанном ржавыми бочками островке. Вокруг на сотни миль ледяная вода. Да и сам остров выглядит давно покинутым.

Остров Визе в Северном Ледовитом океане. Официально на карте он появился лишь в 1930 году. До этого о его существовании только догадывались. С 1945 года здесь находится российская метеорологическая станция. Сейчас здесь работают пять человек.

Когда-то эта полярная станция была одной из самых крупных и самых оснащенных. Здесь работали около 30 специалистов. Сейчас гости с большой земли на острове редкость. Руководитель экспедиции "Арктика-2010" Артур Чилингаров привез подарки, которые сейчас на острове, пожалуй, ценнее всего:

- Ну, ребята спасибо всем!

- Это от моряков ледокола и от полярной станции СП-38.

- Спасибо! Нам ответить, к сожалению, нечем.

Всего в 400 метрах от полярной станции находится заброшенная воинская часть. Это место уже давно облюбовали белые медведи. Руководитель станции Сергей Аболемов за почти 20 лет работы здесь, похоже, знаком уже с каждым из них.

"Как только льды уходят, остаются медведи здесь. И остаются до ледообразования. Вот сейчас у нас в это лето три-четыре, это точно. Может еще и пятый. Один медведь неопознанный. А так 8-9 медведей", - рассказал начальник полярной станции Визе Сергей Аболемов.

Семен Эсаулов в свои 24 уже бывалый полярник. Тяжелейшие условия быта, оторванность от цивилизации, говорит Семен, это лишь одна сторона медали. Приехав сюда однажды, возвращается снова и снова.

Метеоролог полярной станции острова Визе Семен Эсаулов: "Сначала с училища не знаешь куда едешь и как. В общем-то на заработки. Ну, а когда поработаешь, то вроде и затягивает. Вот мы уехали через два года домой и дома, на большой земле что-то не то, суета, а тут спокойно сидишь".

Время пребывания на острове ограничено. Резко меняется погода. У специалистов из Росгидромета есть полтора часа, чтобы сделать специальные замеры и протестировать сигналы системы ГЛОНАСС.

Еще одна цель полета на остров Визе – забрать еще двух членов станции СП-38. Это собаки Дина и Дик, любимцы полярников. Без них находиться длительное время на льдине просто опасно.

Сергей Семенов, ведущий инженер аэролог: "Это у них будет третья зимовка на льду. Людям тяжело и им тоже тяжело, потому что они спят на улице. В любую погоду следят за медведями и за трещинами. Они реагируют на трещины. Если где-то трещина прошла, они начинают лаять, возмущаться".

Руководитель экспедиции торопит, нужно двигаться дальше, к конечной цели экспедиции. Чтобы еще раз ощутить всю мощь и гигантские размеры атомохода, вертолетчики по кругу облетают ледокол. Затем с ювелирной точностью садятся на его вертолетную площадку.

Атомный ледокол "Россия" берет курс на мыс Челюскина.