ГЛОНАСС "закроет" всю планету еще в этом году

Глава Роскосмоса Анатолий Перминов подтвердил, что российская навигационная система ГЛОНАСС будет работать на всей планете уже в 2010 году."В этом году, я думаю, мы обеспечим покрытие всего земного шара глобальной навигационной системой ГЛОНАСС. На орбите будет 24 космических аппарата и необходимый орбитальный резерв из трех-четырех аппаратов", - сказал Перминов, выступая в понедельник на Международном астронавтическом конгрессе в Праге.

Он добавил, что большое внимание в России начали уделять развитию российских космических систем связи, в частности, низкоорбитальной системы связи второго поколения "Гонец".

Российская глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС - аналог американской GPS - была принята в эксплуатацию в 1993 году. ГЛОНАСС предназначена для определения с помощью портативных спутниковых приборов-навигаторов местоположения и скорости движения морских, воздушных и сухопутных объектов, в том числе людей, с точностью до одного метра.

Чтобы система работала как в интересах военных, так и гражданских пользователей на территории России, необходимо 18 космических аппаратов. Для работы системы в полном объеме нужно 24 спутника. По данным на конец июля, на орбите работал 21 космический аппарат.

Ракета-носитель тяжелого класса "Протон-М" 2 сентября вывела на околоземную орбиту еще три космических аппарата "Глонасс-М". Всего на 2010 год запланировано проведение трех запусков блоков "Глонасс-М" - по три космических аппарата в каждом.

Ученые придумали добавлять гормон радости в хлеб

Вчера в новосибирском Академгородке был представлен проект по выпуску пищевых и косметических функциональных продуктов на основе технологии получения бета-глюканов (заменителей глюкозы), разработанной в Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН.

Завершающим этапом реализации проекта стало создание в Калифорнии (США) на территории Силиконовой долины корпорации Nannko («Наннко», натуральные нанокомпозиты) и строительство завода. Организатором проекта выступило московское НПО «Химавтоматика» при участии компании Future Ceuticals (США) и корпорации Vidya Herbs (Индия).

По словам генерального директора «Химавтоматики» Сергея Колдыбаева, корпорация Nannko реализует проект получения и использования в различных продуктах растительного серотонина (гормона радости). Серотонин в большом количестве содержится в сибирской облепихе. «Добавление серотонина в продукты, прежде всего в хлеб, приведет к оздоровлению жизни», — утверждает один из авторов технологии — заместитель директора ИХТТиМ Олег Ломовский.

Справка: Корпорация Nannko создана в 2010 году рядом частных предпринимателей и научных сотрудников из России, США и Индии. Инвестиции в проект составили 10 млн долл., из которых 5 млн долл. — вклад российской стороны, другая часть — доля остальных участников. Nannko намерена выпускать косметические продукты для медицины и оздоравливающие добавки для пищевой промышленности с использованием механохимических технологий. Объем производства продукции на первом этапе составит 20–25 млн долл. в год.

Магнитное поле может временно превращать правшу в левшу

Воздействие магнитного поля на определенные участки мозга может временно превратить в левшу человека, предпочитающего использовать правую руку, говорится в статье, опубликованной в понедельник в журнале PNAS.

Флавио Оливейра (Flavio Oliveira) из университета Калифорнии в Беркли и его коллеги изучали, как устроены механизмы мозга, связанные с выбором - какой именно рукой выполнить то или иное действие.

Авторы статьи отмечают, что хотя этот процесс выглядит очень простым, в нем участвует множество факторов и условий.

"Рассмотрим относительно простой случай принятия решения о том, какой рукой нажать кнопку вызова лифта. Хотя это решение, как кажется, требует минимального сознательного усилия, на него влияет предыдущий опыт, текущее положение рук, положение кнопки", - пишут ученые.

Предыдущие исследования показали, что важную роль в это процессе играет задняя теменная область коры головного мозга (posterior parietal cortex - PPC). В частности, поражение теменных долей может приводить к оптической атаксии - нарушению способности к целенаправленным движениям рукой под контролем зрения. Однако до сих пор влияние этой области мозга на предпочтения рук до сих пор остается неясным.

В эксперименте с группой испытуемых-правшей просили их дотянуться до определенной метки, которая высвечивалась на специальном экране-столе. В первой части эксперимента им предписывали, какой именно рукой - правой или левой - следует дотягиваться до метки. Затем испытуемым оставляли свободу выбора, при этом метки в одном случае располагались так, что им было удобнее тянуться именно правой или левой рукой, а во втором - любой рукой.

Во второй части эксперимента задачи для испытуемых оставались теми же, однако их мозг подвергали воздействию магнитного поля - транскраниальной ("сквозьчерепной") магнитной стимуляции. Магнитным полем воздействовали на нижнюю часть внутритеменной борозды большого мозга (intraparietal sulcus - IPS), части области PPC.

Результаты показали, что воздействие магнитного поля с левой стороны борозды приводило к изменению предпочтений, заставляя испытуемых предпочитать левую руку. Однако воздействие "справа", к удивлению экспериментаторов, никак не меняло предпочтений испытуемых.