В арктических рыбах обнаружен природный антифриз

Специалисты, изучающие рыб Северного Ледовитого океана, которые по каким-то таинственным причинам не замерзают при минусовых температурах, обнаружили в них природный антифриз.

Температура воды в Арктике круглый год держится около точки замерзания - минус 1,8 °C. Температура замерзания крови рыб при этом составляет около минус 0,9 °C, так что надо бы ожидать очевидных последствий, но их нет. Крови не позволяет застыть определённый гликопротеин. Его обнаружили полвека назад, но оставалось загадкой, как именно он работает, сообщает "Компьюлента".

Сотрудники Университета Бохума (ФРГ) под руководством Мартины Хавенит с помощью терагерцевой спектроскопии выяснили, что молекулы воды, которые обычно снуют туда-сюда в крови антарктического клыкача, формируя и разрывая химические связи, при появлении белка замедляются. "Дискотечный танец превращается в менуэт", - поясняет фрау Хавенит.

Замедление процесса формирования химических связей препятствует кристаллизации льда, которая была бы губительна для рыб. Конечно же, от более низких температур рыбу это не спасёт, но к тому времени и вода вокруг неё полностью замёрзнет.

Исследование финансировалось автоконцерном Volkswagen, который, несомненно, хочет найти более эффективные способы борьбы с замерзанием своих автомобилей. Рыбные белки справляются с этой задачей гораздо лучше, чем искусственные антифризы, которые связываются непосредственно с молекулами воды в нижней точке замерзания.

Белкáм не нужно даже связываться - достаточно одного их присутствия на сравнительно далёком расстоянии, чтобы произвести возмущение водного раствора.

НАСА открыло две новые планеты

Американское космическое агентство НАСА заявило об открытии двух новых планет за пределами Солнечной системы. По словам ведущего научного сотрудника Исследовательского центра им. Эймса Уильяма Боруки, по размерам эти планеты чуть меньше Сатурна, а вращаются они по орбите одной из звезд Млечного Пути, обнаруженной недавно орбитальным телескопом "Кеплер", сообщает ИТАР-ТАСС.

Таким образом, подчеркнул Боруки, "впервые произошло открытие целой планетарной системы - сразу нескольких планет, вращающихся по орбите одной и той же звезды". Планеты, которым дали название "Кеплер 9В" и "Кеплер 9С", характеризуются чистым гравитационным взаимодействием.

Открытие произошло в результате исследования, которое продолжалось в течение семи месяцев. В ходе этой работы ученые наблюдали за более 156 тысячами звезд, пытаясь отыскать за пределами Солнечной системы планеты, сравнимые по размерам с Землей. Ученые обнаружили также еще одно небесное тело, которое больше радиуса Земли в 1,5 раза, однако пока они не могут классифицировать его как планету.

Орбитальный телескоп "Кеплер" был выведен на орбиту в марте 2009 года. Перед ним была поставлена задача ответить на вопрос, одиноко ли человечество во Вселенной. Телескоп с диаметром зеркала чуть меньше метра делает замеры каждые 10 минут, анализируя данные о звездах, находящихся на расстоянии до 3 тысяч световых лет от Земли. Периодические изменения яркости свечения звезды означают, что вокруг нее кружит планета. Астрономы надеются, что с помощью "Кеплера" удастся найти по меньшей мере сотни планет твердого типа, слишком маленьких для того, чтобы их заметили с Земли. Половина из них, как предполагается, будет находиться от своих звезд на расстоянии, которое позволяет предположить наличие условий, необходимых для существования жизни.

Ученые расписали генетический код пшеницы

Ученым впервые удалось расписать генетический код пшеницы, который в пять раз длиннее человеческого, передает ИА «Казах-Зерно» сообщение британской газеты The Daily Telegraph.

Предполагается, что это поможет ученым разработать новые сорта пшеницы, более устойчивые к суровым условиям и заболеваниям и с более высокой урожайностью. Если начинания ученых будут успешны, это ослабит давление на продовольственные поставки в мире и поможет стабилизировать рост цен на еду.

Один из исследователей, профессор Кит Эдвардс из Бристольского университета, заявил, что размер и сложность генетического кода пшеницы создавали огромные проблемы ученым. Теперь им предстоит смоделировать окончательную копию генома с данными, собранными в хромосомы.

Как сказал доктор Энтони Холл из Ливерпульского университета,
рынок пшеницы испытывает давление из-за сбоя поставок зерна из России, которые подняли мировые цены на это зерно. Прогнозируется, что в ближайшие 40 лет необходимо будет нарастить мировое производство продуктов питания на 50%.

Катастрофические наводнения в Пакистане и оползни в Китае также способствовали росту цен на зерновые. В результате, в начале августа мировые цены на пшеницу взлетели до двухлетних максимумов. Международный зерновой союз (International Grains Council) снизил прогноз мирового урожая пшеницы на 1,1%, до 664 млн. тонн, который едва хватит покрыть спрос, который эксперты оценили в 657 млн. тонн.

По мнению ученых, разработка новых высокоурожайных сортов пшеницы будет иметь решающее значение для устранения проблем с ее дефицитом. «Используя новые данные о ДНК, мы определим изменения в последовательности генов, связанные с такими важными для сельского хозяйства свойствами, как урожайность, устойчивость к болезням и засухе», — надеется ученый.

Исследования генетического кода пшеницы ученые осуществляли на грант в 1,7 млн. фунтов стерлингов от Biotechnology and Biological Sciences Research Council, пишет The Financial Times. Отсутствие генетической информации о пшенице сдерживало развитие ее лучших сортов. Теперь селекционеры смогут наверстать упущенное, причем не обязательно за счет распространения генетически модифицированной пшеницы, а с помощью повышения урожайности обычных ее сортов.

Специалист по физиологии пшеницы Метью Рэйнольдс из некоммерческой исследовательской организации CIMMYT (Международный центр улучшения кукурузы и пшеницы) заявил BBC, что секвенирование генома пшеницы обеспечит более эффективное использование сортов этой культуры. «Секвенирование генома человека заняло 15 лет, благодаря достижениям технологий в сфере ДНК на геном пшеницы ушло всего год. Такие сорта необходимы для удовлетворения растущего спроса со стороны развивающихся стран, они позволят противостоять изменению климата и надвигающегося дефицита земель, воды и удобрений и избежать глобальной нехватки продовольствия», — надеется Рэйнольдс. Справка: 1 Английский фунт стерлингов = 228,36 тенге