Солнце оказалось создателем "разведенных" астероидов

Астрономы предложили объяснение существованию так называемых "разведенных" астероидов - таких пар астероидов, которые обращаются вместе по практически одинаковым орбитам. По мнению специалистов, создателем подобных пар является Солнце, точнее, исходящее от него тепло. Работа исследователей опубликована в журнале Nature, ее краткое изложение приводит портал Space.com.

"Разведенные" пары астероидов были впервые обнаружены два года назад. Такие небесные тела обращаются по очень сходным орбитам вокруг Солнца и иногда сближаются друг с другом на очень незначительное расстояние. До настоящего момента у астрономов нет единого мнения относительно их происхождения.

Авторы новой работы наблюдали 35 "разведенных" пар астероидов и определяли, как соотносятся между собой размеры напарников. Диаметр всех изученных астероидов составлял менее 10 километров, при этом размер одного из объектов никогда не превышал 60 процентов от размера второго. Специалисты предположили, что меньший напарник образуется методом "почкования" от более крупного партнера.

По мнению ученых, процесс деления стимулируется Солнцем - оно нагревает "родительский" астероид, заставляя его вращаться. Со временем скорость вращения растет, и в конце концов часть астероида отваливается. Теоретические выкладки показывают, что подобный процесс возможен как раз для небольших астероидов.

Совсем недавно другой коллектив астрономов представил работу, в которой описал еще один интересный класс астероидов - троянские астероиды. Этим термином называют астероиды, которые обращаются по той же орбите, что и какая-либо планета Солнечной системы, однако никогда не сталкиваются с ней. Астрономам впервые удалось обнаружить троянский астероид за орбитой Нептуна в области, носящей название "мертвая зона".

Ученые нашли в мозге "выключатель трусости"

Ученые выявили отделы головного мозга мышей, запускающие различные механизмы их поведения в случае опасности - заставляющие грызунов замирать или активно искать источник угрозы и способ ее избежать, что может помочь в борьбе со стрессами у людей, сообщается в статье, опубликованной в журнале Neuron.

Группа исследователей из Европейской лаборатории молекулярной биологии в Монтеротондо (Италия) под руководством Корнелиуса Гросса (Cornelius Gross) пыталась выяснить, почему страх вызывает различные стратегии поведения, заставляя некоторых бежать очертя голову, других - замирать на месте в ожидании своей участи, а третьих - встречать опасность лицом к лицу с готовностью ей противостоять.

В своей работе нейробиологи базировались на предыдущих наработках в этой области, согласно которым отклик на воздействие страха на организм определяется активностью нейронов головного мозга, находящихся в специальной его области, называемой мозжечковой миндалиной. Эту область составляют несколько различных типов нервных клеток, вовлеченность которых в контроль поведения под воздействием страха и предстояло выяснить специалистов.

Для этого ученые использовали лабораторных животных, у которых с помощью серии упражнений был выработан условный рефлекс - чувство страха в ответ на звук определенной частоты. В серии предварительных экспериментов ученые сопровождали этот звук коротким электрическим ударом животных - из-за чего те, заслышав звук, научились замирать в ожидании импульса.

Кроме того, эти мыши обладали специальными генетическими мутациями, благодаря которым определенный тип нейронов (тип I) в миндалине получал избирательную чувствительность к определенному медицинскому препарату. Введенный в организм животных с помощью инъекции, этот препарат блокировал электрическую активность нейронов.

Как выяснили ученые в ходе дальнейших экспериментов, такая блокировка приводила к коренной смене стратегии поведения животных при возникновении у них чувства страха: вместо того, чтобы замереть на месте, мыши, услышав знакомый звук, начинали озираться и вставали на задние лапы, пытаясь выявить источник угрозы.

"Мыши не перестали бояться, однако перешли от пассивной стратегии поведения к активной, что оказалось совсем неожиданным результатом", - сказал Гросс, слова которого приводит пресс-служба лаборатории.

Проведя сканирование активности нейронов головного мозга с помощью метода функциональной магниторезонансной томографии, ученые выяснили, что при блокировке работы нейронов миндалины активизируется другая часть мозга - его кора, и именно она ответственна за запуск активной стратегии поведения в случае обнаружения угрозы. Блокирование работы этих нейронов с помощью специального препарата, атропина, вновь повергало животных в пассивное ожидание своей участи в состоянии страха.

Это открытие существенно меняет представления ученых о механизмах работы мозга, так как до сих пор считалось, что нейроны миндалины определяют поведение ее "хозяина" при возникновении страха, взаимодействуя со стволовой частью мозга, а не с его корой.

Авторы статьи отмечают, что пассивное и активное поведение под воздействием чувства страха свойственно и людям - а потому понимание того, как этим поведением управлять, может быть использовано для помощи людям, ежедневно сталкивающимися со стрессовыми ситуациями в своей жизни.