Ученые укрепили "иммунитет" банана перцем

Гены сладкого перца могут существенно повысить устойчивость бананов к бактериальному вилту - болезни, убытки от которой в Африке ежегодно достигают 500 миллионов долларов, сообщают ученые из Уганды в статье, опубликованной в журнале Molecular Plant Pathology. Вилт, вызываемый бактерией Xanthomonas campestris, - одно из самых серьезных заболеваний банана, поражающее все его сорта.

Листья пораженного растения желтеют и вянут, плоды созревают неравномерно, а затем все растение начинает гнить. Болезнь впервые обнаружили в Эфиопии в 1970-х годах, постепенно она распространилась в Уганде, Руанде, Кении, Танзании и других странах Восточной и Центральной Африки. До сегодняшнего дня контролировать распространение вилта не удавалось ни химическими препаратами, ни с помощью селекции.

Группа ученых под руководством доктора Лины Трипати (Leena Tripathi) из Международного института тропического сельского хозяйства (Уганда) получила трансгенные бананы, использовав гены сладкого перца (Capsicum annuum). Эти бананы в лабораторных и парниковых условиях демонстрировали высокую сопротивляемость вилту за счет белков Pflp и Hrap, за синтез которых отвечают гены перца.

"Гены Hrap и Pflp быстро убивают клетки, которые соприкасаются с бактерией, вызывающей болезнь, блокируя, таким образом, ее дальнейшее распространение. Мы надеемся, что наше открытие усилит имеющийся арсенал оружия против бактериального вилта банана и поможет спасти хозяйства миллионов фермеров в районе Великих Африканских озер", - сказала Трипати.

Ученые рассчитывают в ближайшее время начать полевые испытания нового сорта бананов. Они отмечают, что выделенные гены сладкого перца, возможно, могут сдерживать распространение и других похожих болезней, а также "запускать" иммунный ответ даже у здоровых растений, предотвращая заражение.

Китай осуществил очередной запуск спутника

Китай вывел на орбиту спутник дистанционного зондирования Земли, сообщает агенство Синьхуа.

Успешный запуск спутника "Яогань-10" был осуществлен с космодрома Тайюань (провинция Шаньси) в 06.46 во вторник (02.46 мск) с помощью ракетоносителя "Чанчжэн-4" ("Великий поход-4").

Данные, получаемые со спутника, будут использованы для проведения научных экспериментов, исследований в области земельных ресурсов, ведения учета урожайности сельскохозяйственных культур, мониторинга и предотвращения возможных стихийных бедствий, отмечается в сообщении.

Свой первый спутник дистанционного зондирования Земли серии "Яогань" Китай вывел на орбиту в 2006 году.

В НАСА планируют второй выход астронавтов в космос

Специалисты НАСА в понедельник продолжили подготовку планов по организации второго выхода в космос астронавтов Международной космической станции (МКС) для устранения неисправности в системе охлаждения орбитального комплекса. Как сообщили в понедельник представители американского космического ведомства, эта "космическая прогулка" намечается на 11 августа.

Первый выход в космос, который 7 августа предприняли американские астронавты Дуглас Уилок и Трейси Колдуэлл-Дайсон для ремонта вышедшего из строя насоса, который подает жидкий аммиак в один из контуров системы охлаждения станции, оказался неудачным. Им предстояло отсоединить 6 кабелей и 4 трубы с аммиаком, после чего трубы необходимо было замкнуть на специальный переходник, который не допустит повышения давления в вышедшем из строя контуре А системы охлаждения.

Однако возникла проблема с отсоединением одной из аммиачных труб. Крепление, которым она держалась, никак не поддавалось астронавтам. Уилок несколько часов занимался этим креплением, пока смог разомкнуть его. Кроме того, во время работ с трубами астронавты допустили также небольшую утечку аммиака, что также сказалось на графике "космической прогулки".

Если намеченная на 11 августа операция по демонтажу сломанного насоса пройдет успешно, членам экипажа МКС предстоит еще один выход в космос, намеченный на 15 августа. В рамках него им предстоит установить запасной насос и восстановить нормальную научную деятельность станции, которая была приостановлена для того, чтобы не допустить избыточного нагревания аппаратуры, передает ИТАР-ТАСС.

Как сообщили в НАСА, российские космонавты - командир МКС Александр Скворцов и члены экипажа Михаил Корниенко и Федор Юрчихин "не вовлечены напрямую в ремонтные работы", так как за починку несет ответственность американское космическое ведомство.