Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




В Европе может возникнуть новый коллайдер

Большому адронному коллайдеру нужен сменщик. На международной конференции по физике высоких энергий в Париже ученые предложили новую амбициозную идею - еще один ускоритель элементарных частиц. Правда, новый коллайдер будет не круглым, а прямым, длиной 50 километров. Стоить это будет 10 миллиардов евро. Спонсоров нет, ведь тайна Большого взрыва пока не раскрыта и обещанного учеными бозона Хигса тоже пока никто не видел.

Если есть в Париже высокая кухня и высокая мода, то требовалось лишь время, чтобы столица Франции приняла у себя конференцию по физике высоких энергий. Тысячи ученых собрались, чтобы обсудить, как работает, и работает ли вообще самый амбициозный и дорогостоящий научный проект последних лет - Большой адронный коллайдер.

Бозон Хигса или "частицу Бога" - первозданную материю, из которой есть пошла наша Вселенная, коллайдер пока не открыл. С другой стороны – и не уничтожил Вселенную черной дырой, как того опасались скептики.

"Сегодня мы видим, что первая установка работает просто великолепно, точно так же, как мы ожидали, на основе долгих расчетов и моделирования работы этих установок, - говорит руководитель эксперимента на Большом адронном коллайдере Андрей Голутвин. - Мы видим хорошо известные частицы и стандартные модели. И это нам дает большую уверенность, что вскоре, когда ускоритель выйдет на проектную мощность, мы увидим что-нибудь новое".

На открытие конференции, которая продлится в Париже целую неделю, прибыл и президент Франции Николя Саркози. Реноме научного проекта, запуск которого откладывался несколько раз подряд, срочно нуждается в поддержке. Чтобы наполнить смыслом и содержанием и сам коллайдер и результаты первых месяцев его бесперебойной работы, Европейский центр ядерных исследований CERN объявил, что сейчас установка полностью готова к вторжению в неизведанные области физики.

"Мы пролили первый луч света в этой темной Вселенной, - считает генеральный директор Европейского центра ядерных исследований (CERN) Рольф Хойер. - Это фантастика! Но мы начали всего 4 месяца назад. Можно сказать, всей машине - всего-то 4 месяца. И за это время мы увеличили энергию столкновения частиц больше чем в тысячу раз".

Чтобы объяснить простым обывателям, чем занимаются тысячи людей со всего мира на границе Франции и Швейцарии, сотрудники CERN записали и разместили в Интернете композицию в стиле рэп. Популярность ролика завидная - музыкальную лекцию посмотрели уже пять миллионов человек.

"Дело, которым мы занимаемся, без сомнения, важно для всего мира, поскольку мы развиваем фундаментальную науку и изучаем происхождение и состав Вселенной, чтобы каждый из нас мог реализовать извечную потребность человечества - понять, в каком мире мы живем", - объясняет руководитель проекта международного линейного коллайдера в Национальном центре научных исследований CNRS Ги Вормсер.

Главный и пока единственный вывод, который физики представили мировой общественности, - большая 30-километровая труба стоимостью в 4 миллиарда долларов - по крайней мере, работает. А вот какие именно тайны мироздания с ее помощью можно постичь, похоже, пока что загадка и для самих ученых.


Boeing включается в космическую гонку

Новое направление американской космической программы, обозначенное президентом США Обамой в программной речи 15 апреля 2010 года, подразумевает опору на частный бизнес в дальнейшем освоении космоса. Негосударственные компании получают бюджетные средства на разработку космических технологий. Так, 2 февраля по программе НАСА Commercial Crew Development $18 млн перечислены корпорации Boeing — на создание пассажирской капсулы Space Transportation-100 (CST-100). Проект последней был представлен публике 20 июля.

CST-100 — многоразовый 10-полётный аппарат на 7 посадочных мест. Корабль сможет провести на орбите до 7 месяцев, будучи пристыкованным к космической станции. Возвращение CST-100 на Землю обеспечат теплозащита (в отличие от защиты германской многоразовой капсулы SHEFEX II она будет одноразовой), парашюты и (для окончательного приземления) надувные подушки. Любопытная особенность CST-100 — дополнительные возможности орбитального маневрирования: если топливо в системе, разделяющей капсулу и носитель в случае неудачного старта, не использовано, оно может потом расходоваться на орбите.

Boeing решила «отправиться в космос» в интересный период: и бизнес, и правительства разрабатывают многочисленные проекты. Потенциальных партнёров и конкурентов хоть отбавляй: CST-100, возможно, будет доставлять персонал не только на Международную космическую станцию (МКС), но и на коммерческую надувную космическую станцию, которую компания Bigelow Aerospace планирует собрать на орбите к 2015 году. Причём Bigelow — партнёр для Boeing приоритетный, способный обеспечить не только окупаемость CST-100, но и дополнительные инвестиции в проект.

А вот с ракетой-носителем для CST-100 корпорация пока не определилась; среди вариантов — Atlas V, собственная Delta IV и Falcon 9 компании SpaceX. Наконец, назовём и соперников CST-100 на рынке космических пассажироперевозок (существующих и потенциальных). Это германская гранёная капсула SHEFEX II, российские «Союз» и ПТК НП, китайский «Шэньчжоу», Dragon производства SpaceX и Orion разработки Lockheed Martin. У CST-100, который может быть введён в эксплуатацию в 2014 году, неплохие шансы стать первым пассажирским космическим аппаратом, изготовленным частной компанией.

Возможно, ставка президента США на допуск в космос бизнеса оправдает себя. И впрямь, если «частники» устроят технологическую гонку, по интенсивности хотя бы немного приближающуюся к микропроцессорной, человечество быстро сделает несколько больших шагов имени Армстронга. Космических войн корпораций бояться не стоит — американский космический бизнес уже цивилизованно объединился в Федерацию коммерческих космических полётов (Commercial Spaceflight Federation).

Подготовлено по материалам MIT Technology Review.