Новый метод поиска похожих на Землю экзопланет

Астрономы разработали новый метод поиска внесолнечных планет, размер которых сравним с размерами Земли.

Используя созданную ими технологию, ученые смогли найти планету WASP-3c, которая вошла в число самых легких из известных экзопланет.

Новая технология основана на транзитном методе, который достаточно давно используется для поиска экзопланет (планет, находящихся за пределами Солнечной системы).

Когда планета проходит на фоне диска своей звезды, она закрывает от астрономов часть излучения светила. Определяя параметры изменения яркости звезды, исследователи могут вычислить размеры экзопланеты и характеристики ее орбиты.

Авторы новой работы при помощи 90-сантиметрового телескопа обсерватории Йенского университета и 60-сантиметрового телескопа обсерватории Розена в Болгарии искали планеты, обращающиеся вокруг звезды WASP-3 в созвездии Лиры, удаленной от Солнца на расстояние 700 световых лет.

При помощи транзитного метода они нашли планету WASP-3b, масса которой равна 630 земным массам. Анализируя время прохождения WASP-3b по диску звезды, ученые обнаружили периодические отклонения.

Исследователи предположили, что эти отклонения связаны с наличием у WASP-3 еще одной небольшой планеты, гравитация которой вызывает изменения в движении более крупного соседа.

Исследовав наблюдаемые «нарушения» в транзите WASP-3b при помощи компьютерной модели, авторы определили, что масса маленькой планеты составляет всего 15 земных масс (это примерно сравнимо с массой Урана), а период обращения вокруг звезды равен 3,75 дня.

Таким образом, планета, названная WASP-3c, вошла в число самых легких из известных экзопланет.

Авторы новой методики утверждают, что с ее помощью можно искать и более легкие планеты - тело, масса которого сравнима с массой Земли, должно дать отклонение во времени транзита около одной минуты. Для того чтобы заметить этот эффект, достаточно телескопа с диаметром зеркала один метр.

Водоросли могут производить электрический ток

Ученые из Стэнфордского университета смогли получить электрический ток… из клеток водорослей! Это открытие может стать первым шагом на пути создания экологически чистого биоэлектричества. Ток, который получили ученые, выработался во время фотосинтеза водорослей, который, как известно, является процессом преобразования солнечной энергии в химическую.

Ученый университета ВонХенг Рю (WonHyoung Ryu), опубликовавший свою статью в журнале Nano Letters, заявил, что он и его коллеги стали первыми, кто смог получить электроны из растительных клеток. В данный момент эксперименты продолжаются.

Как же произошло получение электроэнергии? Ученые разработали специальные ультраострые и тонкие наноэлектроды из золота. Данные электроды были помешены в клетку путем введения через мембрану (оболочку клетки). Далее учены стали фиксировать происходящие с электродом изменения и обнаружили, что в ходе фотосинтеза электроды начали фиксировать небольшой электрический ток.

ВонХенг Рю рассказал в своей статье, что пока эксперименты находятся лишь на начальном этапе и проводятся лишь с единичными клетками. Однако, полученные данные уже обескураживают, ведь вполне возможно, что клетки станут новым способом получения энергии.

Фотосинтез, который стал источником энергии, представляет собой процесс преобразования солнечной энергии в химическую, т.е. в сахар, который флора использует в качестве пищи. Процесс фотосинтеза происходит в хлоропластах растений. Хлоропласты способны разделят воду на кислород, протоны и электроны. Проникаемый в хлоропласты солнечный свет переводит электроны воды на более высокий уровень, а также «захватывает» белки (протеины). Электроны в свою очередь двигаются по протеинам, захватывающим все большее количество энергии для процесса синтеза сахаров. Именно в момент этой повышенной активности хлоропластов ученые и смогли перехватить электроны.

Почему электрический ток, полученный таким образом, столь хорош? Дело в том, что способ получения тока из клеток растений не имеет побочного процесса – выделения углекислого газа в атмосферу. При фотосинтезе единственными побочными продуктами являются кислород и протоны.

Звучит заманчиво, но пока ученые не научились получать ток сразу из большого количества клеток, а одна клетка дает всего 1 пикоампер. Это крайне маленькая величина, а потому говорить об экономической выгоде подобного биоэлектричества пока рано. К тому же, данные клетки имеют небольшое время жизни, а потому ученые также заняты поиском более «живучих» клеток.