"Союз-Аполлон": символу сотрудничества в космосе - 35 лет

В июле 1975 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Союз-19" с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. Через семь часов с мыса Канаверал отправился в космос "Аполлон-18" с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном. Это было начало орбитальной части уникальной программы ЭПАС, более известной у нас в стране как "Союз-Аполлон". Программе "Союз-Аполлон" суждено было стать прообразом Международной космической станции и символом сотрудничества в космосе.

Они встретились на орбите 35 лет назад. Два корабля: советский "Союз-19" и американский "Аполлон". Две системы, два мира, два конкурента. Впервые через космос соперничество уступило место сотрудничеству.

Этот юбилей они отмечают вместе: Вадим Кравец и программа "Союз-Аполлон". 35 лет назад в свой День рождения Вадим Георгиевич следил за стыковкой двух кораблей на мониторах Центра управления полетами. Спустя годы любуется этой работой на земле. Как он шутит, первым космическим поездом в масштабе один к одному:

- Они состыковались, и получился поезд космический.

Вот они: "Союз" и "Аполлон" какими были на орбите. Вадим Георгиевич помнит досконально всю программу полета. Говорит, что это была его первая командировка: не отходя от рабочего места, несколько недель он не жил дома:

- Мы провели больше 10 совместных тренировок. На земле провели 14 стыковок и 10 стартов. Трудности в полете - это капля в море, в сравнении с трудностями перед полетом.

К старту готовили сразу две ракеты и четыре экипажа. В столь ответственной миссии не могло быть сбоев.

Они стартовали друг за другом. Сначала с космодрома Байконур оправился в космос "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым. А через семь часов с мыса Канаверал стартовал "Аполлон". На борту три астронавта: Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон.

Чтобы стыковка была успешной, корабли пришлось серьезно дорабатывать. Так, например, в советском корабле космонавты дышали кислородно-азотной смесью, астронавты – чистым кислородом. Радиотехнические средства поиска и сближения кораблей работали на разных принципах. Да и стыковочные узлы не подходили друг к другу. Поэтому разработали уникальный трехлепестковый механизм стыковки и закодировали его словом АПАС:

- Андрогинно-периферийный стыковочный узел: и "Союз" и "Аполлон" могли быть активными при стыковке. Взаимозаменяемые.

Это было первое международное рукопожатие в космосе и первый советско-американский ужин на орбите. На высоте 200 километров над Землей космонавты серьезно разыграли астронавтов. Достав за столом тубусы с водочными этикетками.

"Когда мы сели за стол, то я заранее приготовил тубы с водкой, - вспоминал впоследствии летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов. - Дал каждому по тубе. Они сначала отказались, а потом согласились. Чин-чин, как они говорят. И когда начали пить, то там оказался борщ. Это бы розыгрыш на весь мир".

5 дней совместного полета, исторические рукопожатия на орбите, по сути, закрыли эпоху "холодной войны" и показали миру, что, имея общие цели, в космосе можно работать вместе.

"5 дней полета они дали начало 10 годам полета МКС", - уверен Вадим Кравец.

Для него это была первая международная стыковка и первая для всего мира. Сегодня таких стыковок с МКС уже более 200. И начало им положено 35 лет назад.

В Австралии впервые обнаружены останки саблезубой кошки

Австралийские учёные обнаружили останки доисторической саблезубой кошки на месте древнего тропического леса Риверсли, существовавшего 25–15 млн лет назад.

Палеонтолог Хенк Годтелп отмечает, что это первая подобная находка на Зелёном континенте. До этого останки Machairodontinae находились повсюду, кроме Австралии и Антарктиды.

Удивительное создание с клыками в половину черепа — лишь одно из множества ископаемых, обнаруженных на северо-востоке штата Квинсленд. Дело в том, что в лесу было много известковых прудов, которые становились ловушками для животных и прекрасно их сохраняли. Это одно из самых богатых хранилищ млекопитающих эпохи олиго-миоцена. Хищные кенгуру, гигантские нелетающие птицы, древние виды утконоса, предки крокодилов, коалы и вомбата — чего здесь только не находили за последние 35 лет! Многие из этих видов не встречались больше нигде в Австралии, не говоря уже об остальном мире.

Сегодня по площади 80 кв. км разбросано около 200 известковых скал, внутри которых можно обнаружить всё что угодно.

Череп новой находки настолько мал, что умещается в ладони. Учёные планируют продолжить растворять скалу для извлечения полного скелета.

Подготовлено по материалам Франс Пресс.