Лунные кратеры оказались гигантскими батарейками

Ученые установили, что лунные кратеры могут оказаться электрически заряженными. Статья исследователей появилась в журнале Journal of Geophysical Research, а ее краткое изложение приводит издание Universe Today.

В рамках работы ученые построили компьютерную модель взаимодействия потоков заряженных частиц, испускаемых Солнцем (солнечного ветра), и полярных кратеров. Физики рассматривали потоки как разреженный газ из ионов и электронов, который в полярных регионах действительно ведет себя как ветер - из-за небольшого наклона оси вращения Луны потоки частиц движутся почти горизонтально.

В результате ученым удалось установить, что подобный ветер "задувает" внутрь кратеров. При этом электроны движутся быстрее более тяжелых ионов, что приводит к возникновению разности потенциалов между внутренней частью наветренного склона и дном.

По словам ученых, новое открытие может пригодиться астронавтам. Дело в том, что полярные кратеры являются одними из вероятных мест для строительства лунных поселений - это связано с тем фактом, что их внутренняя часть никогда не освещается Солнцем, поэтому там сохранились запасы принесенного кометами льда (недавно ученые нашли лед в более чем 40 кратерах). Наличие электрического заряда на поверхности может представлять опасность для приборов, а также усиливать прилипчивость лунной пыли за счет ее электризации.

Лунная пыль является объектом пристального изучения исследователей и инженеров. Так, например, в 2009 году инженеры NASA создали пылесос для лунной пыли. Это устройство снабжено специальной электронной пушкой, которая испускает направленный поток электронов. Раструб пылесоса при этом обладает положительным зарядом.

"Неустрашимый" вернулся из Аденского залива

Сторожевой корабль "Неустрашимый" во вторник вернулся на главную военно-морскую базу Балтийского флота после длительного океанского прохода. В течение 144 суток экипаж "Неустрашимого" выполнял задачи по обеспечению безопасности судоходства в Аденском заливе.

"За 144 суток похода пройдено 22642 морские мили, проведено 7 конвоев кораблей, в общей сложности 28 единиц, общим тоннажем почти 1 миллион 300 тысяч тонн", - доложил командующему Балтийским флотом вице-адмиралу Виктору Чиркову командир похода, начальник штаба соединения надводных кораблей капитал 1 ранга Павел Ясницкий.

На судах, безопасную проводку которых обеспечил в пиратском районе СКР "Неустрашимый", находились 496 человек, из них 183 - граждане Российской Федерации. Кроме того, сообщил Ясницкий, в этом походе в Аденском заливе была задержана пиратская лодка с семью сомалийскими пиратами, которые пытались овладеть судном "Ариэлла" под флагом Антигуа и Барбуда. "Экипаж задачи выполнил полностью и готов к новым походам", - отметил Ясницкий, передает ИТАР-ТАСС.

Сторожевой корабль "Неустрашимый", которым командует капитан 2 ранга Алексей Апанович, уже второй раз выполняет боевые задачи в Аденском заливе. Первый раз - в конце 2008-го начале 2009 годов: "Неустрашимый" тогда стал первым в новейшей истории российского ВМФ боевым кораблем задача которого была непосредственно связана с обеспечением плавания российских и иностранных судов в районе опасном из-за возможного нападения на них пиратов.

Вместе с СКР "Неустрашимый" в родную базу возвратился и танкер "Олекма". Экипаж во главе с капитаном Александром Цыгановым полностью решил задачи, связанные с тыловым обеспечением надводного корабля, непосредственно в море обеспечивал дозаправку топливом и пополнение корабельных запасов питьевой воды.

Клонирован первый примат. Как и зачем клонировали макаку?

Журнал Nature опубликовал статью группы американских учёных о клонировании макаки резус. Статья вызвала сильный резонанс в мировом научном и около-научном сообществе. Но таки зачем клонировать макаку, и как это сделать? И правда ли макака Семос (на фотографии) была клонирована, или это очередная "утка" подобного рода?

Начнём с вопроса "Что такое клонирование и кто такой клон?". Клоны -- это генетически идентичные особи. В этом смысле однояйцевые близнецы являются клонами, так как все гены у них совершенно одинаковые. Так как любой признак формируется как под влиянием генов, так и среды, то генетическая идентичность клонов не подразумевает полную идентичности полученных организмов -- например, близнецы очень похожи, но всё-таки различия между ними есть, и эти различия становятся больше с возрастом.

Как клонировать макаку? Теоретически клонировать кого угодно просто. Организм развивается из одной клетки -- зиготы -- в ядре которой содержится вся генетическая информация. В процессе развития организма, при делении клеток, эта информация никуда не пропадает, и каждая клетка нашего организма содержит программу развития всего организма. В дифференцированных клетках, образующих определенные ткан и выполняющие определенные функции, часть генов (ненужных для функционирования этой ткани) "выключается", а часть (нужные) "включается". Это означает, что хотя любая клетка содержит полную программу развития организма, это программа находится уже на определённом этапе исполнения. Этот факт и представляет основную проблему клонирования -- как заставить ядро вернуться к началу исполнения программы, т.е. к тому состоянию, в котором было ядро зиготы.

Метод, который чаще всего применяется при клонировании животных состоит в пересадке ядра соматичекой клетки (somatic cell nuclear transfer, SCNT) в яйцеклетку, собственный генетический материал которой убран или уничтожен. Как правило, после подобной процедуры ничего не происходит, изредка начинается развитие эмбриона, ещё реже появляется молодое животное, и ещё реже оно доживает до взрослого состояния. Например, при клонировании овцы Долли было использовано 277 яйцеклеток, из которых только 29 стали развиваться в эмбрионы. Двадцать шесть эмбрионов погибли и только три ягнёнка родились... Но два из них скончались вскоре после рождения, и только Долли выжила.