Найдена большая группа экзопланет с обратным движением

Международная группа астрономов представила данные сразу о шести экзопланетах, перемещающихся по орбитам в направлении, противоположном вращению их звезд.

Планеты, как считается, образуются в диске газа и пыли, который окружает звезду и вращается в том же направлении, что и она. Логично предположить, что планеты тоже должны двигаться в эту сторону, а их орбиты — лежать в плоскости диска. Такую картину мы можем наблюдать в Солнечной системе.

Девять новых экзопланет обнаружены транзитным методом, с использованием камеры обсерваторий WASP (Wide Angle Search for Planets). Для того чтобы подтвердить эти данные и более тщательно изучить группу зарегистрированных ранее экзопланет, астрономам необходимо было провести измерения лучевой скорости соответствующих звезд; требуемую информацию дали наблюдения с помощью спектрографа HARPS, установленного на 3,6-метровом телескопе в чилийской обсерватории Ла-Силла, спектрографа CORALIE, который соединен с расположенным в той же обсерватории 1,2-метровым телескопом им. Леонарда Эйлера, и ряда телескопов других обсерваторий.

Как выяснилось, 6 из 27 исследованных экзопланет находятся на орбитах с обратным движением, причем два объекта входят в список девяти новых экзопланет. Орбиты большей части изученных горячих Юпитеров ориентированы под «неправильными» углами к осям вращения их звезд.

Горячими Юпитерами называют планеты с массами, примерно равными юпитерианской или превосходящими ее, которые подходят очень близко к своим звездам. Поскольку ядра планет-гигантов должны формироваться из смеси горных пород и частиц льда, которые можно найти только в отдаленных областях планетной системы, ученые предполагают, что горячие Юпитеры образуются на значительном расстоянии от звезды, а затем переходят на орбиту меньшего радиуса. Считалось, что миграция является следствием гравитационного взаимодействия с пылевым диском звезды; в таком случае процесс должен завершаться за несколько миллионов лет на орбите, ориентированной строго определенным образом относительно оси вращения светила.

Эта теория, однако, не может объяснить результаты новых наблюдений. По мнению авторов, здесь работает более медленный механизм взаимодействия с отдаленными звездными или планетарными компаньонами, в результате которого планета через несколько сотен миллионов лет может оказаться на практически круговой орбите, ориентированной под произвольным углом. У двух из шести обнаруженных экзопланет такой компаньон уже найден.Изложенные результаты были представлены на проходящем в Глазго (Шотландия) собрании Королевского астрономического общества.

Подготовлено по материалам Европейской организации астрономических исследований в Южной полусфере.

Найдены самые глубоководные гидротермальные источники

Британские исследователи провели фото- и видеосъемку гидротермальных источников, находящихся на глубине 4 960 м в Карибском море.

Глубоководные гидротермальные источники, из которых в океаны под высоким давлением поступает высокоминерализованная горячая вода, часто называют «черными курильщиками». Выделяя тепло, метан и соединения, содержащие серу, они поддерживают существование уникальных сообществ организмов.

Новые гидротермальные источники были обнаружены на дне Карибского моря в желобе Кайман участниками исследовательской экспедиции на судне «Джеймс Кук», которая началась 21 марта в столице Тринидада и Тобаго Порт-оф-Спейн и закончится 24 апреля в Монтего-Бэй на Ямайке. На борту «Джеймса Кука» находится субмарина Autosub6000, способная погружаться на глубину до 6 тысяч метров, которая составила подробную карту морского дна, изучила химический состав воды и передала большое число фотографий. Снять глубоководный источник на видео ученым помог дистанционно управляемый аппарат HyBIS.

Полученные данные исследователи планируют сравнить с имеющейся информацией о других гидротермальных источниках. «Надеемся, наше открытие позволит выявить некоторые неизвестные биогеохимические факторы развития жизни в чрезвычайно плохо приспособленной для этого внешней среде», — говорит участник работ Дуг Коннелли (Doug Connelly) из Национального океанографического центра в Саутгемптоне.

Подготовлено по материалам Саутгемптонского университета.