Детально изучена механика полета мух

Ученые из Корнеллского университета США выяснили, как дрозофилам удается выполнять быстрые и резкие развороты в воздухе.

Модель разворота мухи, выполненная на основе реальных изображений насекомого (иллюстрация из журнала Physical Review Letters).

На одну секунду полета плодовой мушки приходится несколько сотен взмахов крыльев, которые перемещаются примерно так же, как весла гребца. В процессе движения крылья поворачиваются относительно продольной оси, занимая различные положения при смещении вперед и назад.

Для того чтобы рассмотреть фазы полета насекомого, авторы поместили некоторое число мушек в коробку, подсвеченную с трех сторон. В момент попадания дрозофилы в центр коробки включались три камеры, снимавшие силуэты насекомого на стенках со скоростью в 8 тысяч кадров в секунду. Разработанная учеными компьютерная программа реконструировала полет, преобразуя массив полученных «двумерных» данных.

Одновременно с включением камер на стенку коробки проецировалась вращающаяся фигура, при виде которой мухи делали резкий разворот. «Дрозофилы замечают ее и чувствуют что-то вроде головокружения, — комментирует один из авторов Аттила Бергу (Attila Bergou). — А это, как показывает практика, вполне надежный способ заставить их развернуться». Поворот на 120? насекомое выполняет всего за 80 мс — 18 взмахов крыльев.

Анализ данных показал, что в полете движения крыльев ничем не отличаются друг от друга, но в процессе поворота одно из них при смещении вперед наклоняется под углом 49? к горизонтали, а при смещении назад — лишь под углом в 40?, тогда как другое крыло всегда находится в одном положении. Больший угол наклона крыла создает большее сопротивление движению, и тело насекомого разворачивается.

При этом мухе необходимо контролировать всего один параметр. Соединения крыльев работают аналогично пружинам кручения, и крыло, поворачиваясь относительно продольной оси, отклоняется от (приблизительно вертикального) положения равновесия. Выполняя разворот, дрозофила смещает положения равновесия крыльев друг относительно друга на 10–15 градусов, за счет чего их движения и становятся асимметричными.

Вскоре авторы планируют провести аналогичные эксперименты с другими насекомыми — пчелами, стрекозами. «Мы хотим научиться конструировать миниатюрных и маневренных роботов, которые своей манерой передвижения будут напоминать насекомых, — говорит другой участник исследования Итай Коэн (Itai Cohen). — Сейчас мы находимся в самом начале пути».

Миссия "Дискавери" продлена на сутки

Миссия шаттла "Дискавери", который 7 апреля пристыковался к Международной космической станции, продлена на сутки, передает Agence France-Presse.

Теперь возвращение космического челнока ожидается 19 апреля в 12:54 по гринвичскому времени (16:54 по московскому). Дополнительное время понадобилось, чтобы обследовать обшивку космического корабля.

Напомним, "Дискавери" стартовал к МКС в понедельник. Вскоре после старта выяснилось, что у челнока повреждена антенна сантиметрового диапазона. Ее функции будет выполнять другая антенна, указывается в сообщении NASA.

"Дискавери" доставил на МКС большое количество грузов, в том числе спортивные тренажеры, спальные места для обитателей станции, экспериментальное оборудование. Запланированы три выхода в открытый космос, второй из которых состоится в воскресенье.

Арабы построят для Израиля секретное оружие

Германская фирма, занимающаяся в эти дни строительством двух подводных лодок "Дельфин" для ВМС ЦАХАЛа продает 50% акций компании в ОАЭ.

Как сообщает сегодня, 11 апреля, "Маарив" со ссылкой на зарубежные источники, ракетоносцы в состоянии переносить на своем борту и ядерное оружие.

Отмечается, что Израиль осуществляет прочные контакты с германской компанией, и помимо двух подводных лодок, которые должны быть поставлены Израилю в течение четырех лет, взвешивается возможность закупки дополнительной лодки и суперсовременного ракетоносца. Разумеется, тема продажи компании ОАЭ, станет одним из факторов на переговорах.

Информация о готовящейся продажи компании в Дубай, взывала тревогу в израильском оборонном ведомстве. Вместе с тем, там подчеркивают, что нет серьезной угрозы раскрытия военных секретов. "Германская компания поставляет Израилю только платформы, а секретные системы производятся в Израиле".

Стоимость подводных лодок "Дельфин" составляет, по сведениям "Маарива", порядка 340 миллионов долларов. Эта подводная лодка в состоянии нести самое современное оружие.