Микробилоги обнаружили волшебные свойства эфирных масел

Эфирные масла могут стать дешевой и эффективной альтернативой антибиотикам и успешно применяться для борьбы с лекарственно-устойчивыми больничными супербактериями. Таково мнение микробиологов Technological Educational Institute of Ionian Islands (Греция), пишет АМИ-ТАСС.

Специалисты проверили антимикробную активность восьми эфирных масел и обнаружили, что экстракт тимьяна оказался наиболее действенным и почти полностью устранил бактерии в течение 60 минут.

Также было установлено, что эфирные масла тимьяна и корицы обладают наиболее сильным антибактериальным воздействием против ряда видов стафилококка. Штаммы этой бактерии вызывают инфекции у людей с ослабленным иммунитетом. Лекарственно-устойчивые штаммы, такие, как метициллин устойчивый золотистый стафилококк, крайне трудно поддаются лечению. Иммунологи уверены, что эфирные масла - это надежный и, что немаловажно, дешевый способ свести к минимуму риск возникновения новых штаммов устойчивых к антибиотикам вредных микроорганизмов.

Эфирные масла в течение сотен лет используются в медицине благодаря их признанным лечебным свойствам, хотя пока медикам очень мало известно о том, как они проявляют свои антимикробные свойства на организм. По словам ученых, эфирные масла не только хорошо переносятся при применении, но и эффективны против ряда бактериальных и грибковых видов.

Масла или их активные ингредиенты можно легко включить в антимикробные кремы или гели для наружного применения. В пищевой промышленности пропитка упаковки с добавлением эфирных масел уже успешно опробована. Также специалисты считают, что эфирные масла можно включить в продукты питания, чтобы заменить синтетические химические вещества и консерванты.

Напомним, ранее сообщалось, что ученые из Нью-Йоркского университета выявили защитный механизм у бактерий, который позволяет им противостоять действию антибиотиков. Исследование показало, что окись азота, вырабатываемая бактериями, нивелирует ключевые эффекты многих видов антибиотиков.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) не раз предупреждала об опасности распространения форм бактерий, устойчивых к антибиотикам. По данным этой организации, до 4% случаев туберкулеза устойчивы ко всем известным врачам лекарствам. Особенно критично складывается ситуация в некоторых странах бывшего СССР, где доля форм туберкулеза, устойчивых к антибиотикам, доходит до 20%. До 60% заболеваний туберкулеза в форме, устойчивой к антибиотикам, приходится на четыре региона: Россию, Индию, Китай и страны Южной Африки.

Выбросы закиси азота вечной мерзлотой недооценены

Освобождение закиси азота, к которому приводит таяние вечной мерзлоты в Арктике, недооценивается.

Закись азота считается третьим по важности парниковым газом после двуокиси углерода и метана. Ее выбросы регулируются Киотским протоколом. Закись азота поступает в атмосферу из различных источников, главный из которых - сельское хозяйство с его азотными удобрениями, а также в результате сжигания ископаемых видов топлива и деятельности микроорганизмов во влажных тропических лесах.

Прежние исследования показывали, что таяние вечной мерзлоты освобождает в основном углекислый газ и метан, в то время как закись азота остается «запертой». «Размораживание и дренирование почвы почти не оказало влияния на выброс закиси азота в атмосферу, - отмечает автор исследования Бу Элберлинг из Копенгагенского университета (Дания). - Тем не менее повторное насыщение дренированных почв талой водой из мерзлых грунтов - а это неизбежно в результате таяния вечной мерзлоты - приведет к увеличению производства азотистых оксидов более чем в 20 раз. Почти треть закиси азота, выделенной в ходе этого процесса, поступает в атмосферу».

К этому выводу ученые из Дании и Норвегии пришли в результате мониторинга ситуации в районе водно-болотных угодий Закенберг в восточной части Гренландии. За последние годы объем выбросов закиси азота подскочил в 20 раз и достиг уровня тропических лесов. Более того, изучение пяти других тающих объектов в Канаде и на Шпицбергене показало, что темпы производства азотистых оксидов в почвах Закенберга еще сравнительно невелики.

Вечная мерзлота занимает около 25% суши Северного полушария.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.