Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Новый экипаж МКС преодолел половину пути до станции

Полет российского пилотируемого корабля "Союза ТМА-18", который в пятницу стартовал к Международной космической станции с Байконура, проходит без сбоев и неполадок. "Самочувствие членов российско-американского экипажа - Александра Скворцова, Михаила Корниенко и Трейси Колдуэлл- Дайсон - хорошее. Российский Центр управления полетами в Королеве успешно сопровождают полет экипажа, находятся с ним на связи", - отметили в Роскосмосе.

После двухсуточного автономного полета корабль пристыкуется к МКС. Стыковка должна произойти в воскресенье, в 09:26 по московскому времени. "Предстоящей ночью российский ЦУП в полном составе будет работать по операциям сближения и стыковки "Союза ТМА-18" с МКС, чтобы в установленное время произвести безопасное "причаливание" транспортного пилотируемого корабля к станции", - сообщили в Роскосмосе.

Полет в "Союзе" является достаточно сложным этапом экспедиции: космонавты на борту спят "в позе эмбриона" и борются с симптомами невесомости и холодом. По словам командира МКС-19/20 Геннадия Падалки, "ощущение такое, что все вокруг перевернуто вверх ногами, и голова побаливает от прилива крови". Кроме того, на борту холодно, и, хотя космонавты, сняв полетные скафандры, натягивают на себя теплое белье и шерстяные костюмы, они прибывают на станцию замерзшими и уставшими. На корабле нет приспособлений для подогрева пищи, поэтому приходится довольствоваться холодными консервами, соками и шоколадом. По словам космонавтов, этот паек нередко остается невостребованным: многие, особенно новички, до прибытия на станцию вообще ничего не едят, поскольку тяжело адаптируются к невесомости. Тем не менее, еще до прибытия на станцию экипаж проведет несколько научных и медицинских экспериментов.


"Сатурн": на земле и в небе

Новый самолет – носитель самых передовых технологий. На основе авиационных двигателей на НПО "Сатурн" в Рыбинске разрабатывают новые агрегаты. Один из них внешне похож на авиационный двигатель, но это – специальная разработка для малых теплоэлектростанций.

Аккуратно, чтобы не повредить точнейшие и очень дорогие детали, собирают самый современный отечественный двигатель – Sam-146 для лайнера Sukhoi Superjet. Сложнее и дольше всего идет сборка турбины низкого давления – 10-12 дней, сотни обмеров и расчетов зазоров. Разработка двигателя занимает годы, производство – это сотни уникальных технологических процессов.

"Сложнее, наверное, только космическая техника, космические двигатели. Являясь сердцем воздушного судна, такие агрегаты поднимают судно с пассажирами в воздух, проходят расстояние в 2,5 -3 тысячи километров, благополучно приземляются", - говорит Юрий Басюк, директор программы "Sam-146".

Новый самолет – сам по себе носитель самых передовых технологий. Например, двигатель для истребителя пятого поколения Т-50 создается с большим заделом на будущее. Если уже сейчас самолет может выходить на сверхзвуковые скорости без форсажа и взлетать с коротких полос, то что же будет заложено в серийную машину?

"Будут уточняться требования к его системам, двигателю. Сегодня на "Сатурне" создан серьезный задел - это вентилятор для перспективного двигателя, камера сгорания, турбина высокого давления", - рассказывает Юрий Шмотин, первый заместитель технического директора – генерального конструктора ОАО "НПО "Сатурн".

Но на земле в таких сложных технологиях нет необходимости. Потому для теплоэлектростанций на рыбинском "Сатурне" разрабатывают новые агрегаты. Внешне они похожи авиационный двигатель, однако являются специальной разработкой для энергетики.

"Двигатель для наземных установок не должен быть авиационным. Он должен быть дешевым - он стоит, не летает. Нужно вырвать из него те материалы, которые являются уникальными, дорогими, сделать его дешевле", - говорит Илья Федоров, управляющий директор ОАО "НПО "Сатурн".

На предприятии создали даже отдельное КБ для наземных установок. Здесь моделируют разные условия, в которых может оказаться изделие.

"Конструктор производит расчет и визуализацию поведения конструкции и агрегата при землетрясении силой 9 баллов. Как вы видите, конструкция подвергается колебаниям, появляется определенное напряжение в узлах. Но мы видим, что конструкция выдерживает нагрузки", - объясняет Роберт Набиуллин, главный конструктор ОАО "Сатурн – Газовые турбины".

Современное КБ с производством связано виртуально, то есть без бумажных чертежей и формуляров. Так быстрее и эффективнее. Из-под фрезы новейших пятикоординатных станков выходит будущее российской энергетики.

"Эти установки позволяют давать очень высокий электрический КПД, работать на двойном топливе - и жидком, и газообразном, и очень эффективно используются в нефтяной отрасли, работая на попутном газе. То есть используется бесплатный природный газ при добыче нефти. Поэтому эти технологии очень высокоэффективны", - утверждает Игорь Юдин, генеральный директор ОАО "Сатурн – Газовые турбины".

Несколько таких станций могут обеспечить теплом и энергией целый микрорайон. Сжигать топливо с пользой - проект "Малая комплексная энергетика", в котором участвуют корпорации "Оборонпром" и "Ростехнологии", - продолжается по всей стране.