Кола влияет на мужскую фертильность

Злоупотребление колой и другими кофеинсодержащими прохладительными напитками может негативно влиять на качество спермы.

Специалисты из Королевской клиники (Дания) обследовали более 2 500 молодых людей и пришли к выводу, что у выпивающих около литра колы в день в сперме на 30% меньше сперматозоидов, чем у тех, кто вообще не пьет такие напитки. Как следствие, такие мужчины зачастую становятся бесплодными.

У тех, кто не любит колу, в миллилитре спермы ученые насчитали в среднем 50 миллионов сперматозоидов. А у тех, кто предпочитает эту шипучку всем другим напиткам, в миллилитре спермы содержится всего 35 миллионов спермиев.

По мнению исследователей, непохоже, чтобы на качество спермы негативно влиял кофеин, содержащийся в коле, поскольку кофе такого эффекта не имеет. Скорее всего, количество спермиев уменьшается из-за других веществ, входящих в состав прохладительных напитков. Есть и еще одна версия: качество спермы у любителей колы оставляет желать лучшего, поскольку такой напиток предпочитают люди, ведущие нездоровый образ жизни: они мало двигаются, злоупотребляют фастфудом и едят мало овощей и фруктов.

Напомним, что кола также вредит женщинам: если перед зачатием ребенка они употребляют пять и более порций сахаросодержащей колы в неделю, риск развития диабета во время беременности увеличивается на 22%. Заболевание провоцирует только кола; другие сахаросодержащие прохладительные напитки или напитки с искусственными подслащивающими веществами такого эффекта не имеют.

Подготовлено по материалам Daily Mail.

Ген, отвечающий за рабочую память, связан с шизофренией

Причиной шизофрении могут быть генетические мутации, которые нарушают связи между гиппокампом и префронтальной корой головного мозга.

Предыдущие исследования показывали, что у 30% людей с микроделецией 22q11 на 22-й хромосоме развивается шизофрения. По словам ученых из Медицинского центра при Колумбийском университете, теперь им удалось выявить четкий механизм того, как эта делеция создает риск шизофрении.

Эксперименты продемонстрировали, что мыши с делецией 22q11 гораздо хуже нормальных сородичей справляются с тестами на рабочую память. Рабочая память (как синоним может использоваться термин «кратковременная память») — разновидность памяти, которая заключается в способности к временному хранению и манипулированию информацией.

У здоровых мышей гиппокамп отсылает пространственную информацию в префронтальную кору головного мозга. А у грызунов с делецией 22q11 связи между этими двумя областями мозга ослабевают или полностью разрушаются.

Шизофрения — это тяжелое психическое расстройство, влияющее на многие функции сознания и поведения, в том числе мыслительные процессы, восприятие, эмоции, мотивацию и даже двигательную сферу. Шизофренией страдает 1% взрослого населения Земли. Гипотез о причинах возникновения шизофрении существует множество, от теорий о влиянии нездоровых взаимоотношений в семье до биохимических концепций, предполагающих, что в основе болезни лежит нарушение метаболизма головного мозга.

Подготовлено по материалам HealthDay News.

Получено трехмерное изображение взрыва сверхновой

Международная группа исследователей рассмотрела вспышку сверхновой с разных сторон, воспользовавшись эффектом «светового эха».

Объектом изучения стала сверхновая, остаток которой — Кассиопея А — находится в пределах Млечного Пути на расстоянии около 11 тысяч световых лет от нас. Считается, что излучение от взрыва этой звезды достигло Солнечной системы примерно 330 лет назад.

Авторов интересовало то излучение, которое приходит на Землю только сейчас, отразившись от облаков межзвездной пыли. Этот эффект ученые сравнивают с обычным звуковым эхом, а облака пыли — с зеркалами. Такие «зеркала» могут находиться в разных точках, и излучение, отражаемое ими, позволяет наблюдать последствия взрыва под различными углами.

Исследователи работали с тремя отдельными отражающими пылевыми облаками, «световое эхо» от которых зарегистрировал четырехметровый телескоп американской Национальной обсерватории Китт-Пик. Спектры излучения были сняты с помощью десятиметрового телескопа Кек I, установленного на Гавайях.

Взрыв сверхновой часто для упрощения представляется симметричным, но это не всегда соответствует действительности. Кассиопея А может служить хорошим примером асимметричного взрыва: при анализе полученных данных астрофизики обнаружили, что в одном из наблюдаемых направлений выброшенный газ движется со скоростью, приблизительно на 4 000 км/с превышающей скорости его перемещения в других направлениях. Свидетельством этого послужили две линии гелия и водорода, фиолетовое смещение которых в спектре, соответствующем определенному пылевому «зеркалу», заметно отличалось от смещения в прочих спектрах.

Результаты исследования хорошо согласуются с представленными ранее данными о движении нейтронной звезды — естественного продукта взрыва: она перемещается со скоростью около 360 км/с в направлении, противоположном «ускоренному» газу. По мнению ученых, то, что газ и звезда разлетаются в разные стороны, вполне соответствует общим физическим законам.

«Другими словами, «световое эхо» позволило нам связать данные о динамике взрыва с наблюдениями остатка сверхновой», — подводит итог участник исследования Райан Фоули (Ryan Foley) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (США).

Полную версию отчета опубликует издание The Astrophysical Journal; препринт статьи можно скачать с сайта arXiv.

Подготовлено по материалам Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики.