Астрономы заглянули внутрь Большого пятна Юпитера

Астрономы смогли измерить температуру в различных частях Большого красного пятна Юпитера - гигантского шторма, бушующего на газовом гиганте. Результаты новой работы приняты к публикации в журнал Icarus. Коротко они описаны на сайте Лаборатории реактивного движения.

Средняя температура пятна, диаметр которого в три раза больше диаметра Земли, составляет около 110 кельвинов (минус 163 градуса по Цельсию). Новые наблюдения позволили астрономам обнаружить более горячие завихрения. В частности, теплой является сердцевина пятна, окрашенная в интенсивный красный цвет. Разница в температурах составляет около 3-4 кельвинов. Именно из-за перепада температур между центром и внешними частями пятна циркуляция газов имеет различное направление: в центре они вращаются по часовой стрелке, а снаружи - против.

Также ученые показали, что холодные вихри присутствуют по краям пятна, и в этих местах различные газы опускаются вниз.

Для изучения пятна ученые использовали сразу несколько огромных телескопов. Так, в работе проанализированы данные, полученные массивом телескопов VLT (Very Large Telescope - очень большой телескоп) Европейской южной обсерватории, данные обсерватории Гемини (Gemini) и японского телескопа Subaru на Гавайских островах. Кроме того, ученые использовали информацию, полученную инфракрасным телескопом NASA на Гавайях. В итоге разрешение полученных изображений оказалось сравнимо с разрешением снимков, которые делает орбитальный телескоп "Хаббл".

Новые данные помогут астрономам выяснить механизмы, порождающие шторм. Совсем недавно другой коллектив ученых сделал еще одно интересное наблюдение: последние несколько десятилетий Большое красное пятно уменьшается в размерах. Кроме того, исследователи выяснили, что гигантский шторм поглощает своего младшего брата.

В Приморье завершилась программа утилизации пяти АПЛ

Дальневосточный военный завод "Звезда" завершил реализацию российско-японской программы по утилизации пяти атомных подводных лодок, выведенных из состава Тихоокеанского флота России. Как сообщает РИА Новости со ссылкой на представителя пресс-службы администрации Приморского края, "Звездой" были утилизированы АПЛ класса "Виктор-3", договор о демонтаже которых был подписан между правительствами России и Японии в ноябре 2005 года.

По условиям межправительственного соглашения, финансированием работ по утилизации АПЛ занималась японская сторона, заинтересованная в ядерной безопасности Азиатско-Тихоокеанского региона. Реализация программы, которая называлась "Звезда надежды", началась в 2006 году. В рамках проекта четыре АПЛ были разрезаны на заводе "Звезда" и одна - на Камчатке.

Сейчас в России действует другая программа по утилизации АПЛ - "Глобальное партнерство". Она должна завершиться в 2012 году. В рамках этой программы российские предприятия - "Звезда" и северодвинская "Звездочка" - проводят утилизацию списанных АПЛ на средства, предоставленные США, Канадой, Японией и странами Западной Европы.

В 2009 году в рамках программы была модернизирована железная дорога от Большого Камня до Смоляниново. По этой ветке "Звезда" возит ядерные отходы на Транссибирскую железнодорожную магистраль, по которой они перевозятся в специальных вагонах на челябинское предприятие "Маяк" для дальнейшей очистки.

Следует отметить, что утилизация АПЛ - долгий, трудоемкий и дорогой процесс. В рамках демонтажа АПЛ сперва производится выгрузка облученного ядерного топлива, а затем вырезка реакторного отсека и двух смежных отсеков, которые впоследствии герметизируются. Срок хранения реакторного блока составляет в среднем 80-90 лет. Концевые отсеки АПЛ распиливаются и отправляются на переплавку.

Сейчас стоимость утилизации одной АПЛ в России, в зависимости от класса судна, составляет от 7 до 15 миллионов долларов.

В сентябре 2009 года Росатом объявил о разработке концепции программы утилизации АПЛ на период до 2015 года и перспективу до 2020 года. Эта программа предусматривает утилизацию 191 из 198 АПЛ, выведенных из состава ВМФ, а также завершение вывоза ядерных отходов с береговых баз и утилизацию законсервированных АПЛ и судов атомного технологического обслуживания.