Экспериментально подтверждена теория относительности

Ученые из университета Калифорнии в Беркли с помощью атомного интерферометра подтвердили существование гравитационного замедления времени — одного из следствий общей теории относительности Альберта Эйнштейна — передает РИА Новости.

Последний раз существование этого эффекта измерили в 1976 году в ходе эксперимента NASA и Гарвард-Смитсоновской астрофизической обсерватории с помощью пары водородных мазерных часов. Точность измерений нового эксперимента в Беркли выросла в 10 тысяч раз, утверждают ученые.

Физики использовали атомы цезия, которые попадали в лазерный луч. В момент, когда это происходит, по законам квантовой механики атом цезия оказывается сразу в двух параллельных реальностях: в одной он остается на своем месте, а в другой — сдвигается примерно на десятую долю миллиметра.

Ученые, пользуясь идеей квантовой механики о том, что материя — это и частица, и волна, измеряли интерференцию этих волн материи, оценивая изменения их колебаний и в конечном итоге замедление времени. Оказалось, что уравнения общей теории относительности прогнозируют это замедление с точностью до одной стомиллионной доли.

Как ожидают ученые, результаты эксперимента представляют не только теоретический интерес: они могут быть использованы в системах спутникового позиционирования, для точного измерения времени и обнаружения гравитационных волн.

Напомним, что по общей теории относительности, чем ближе часы к источнику притяжения, тем медленнее они идут.

«Если бы мы использовали в спутниках глобального позиционирования лучшие из имеющихся часов, с точностью в 17 знаков, мы могли бы определять местоположение с точностью до миллиметра. Но когда такие часы поднимаются на метр, в 16-м знаке возникает искажение. Поэтому по мере того, как мы используем все более и более точные часы, нам нужно все яснее понимать влияние гравитации»,— поясняет один из авторов работы физик Хольгер Мюллер (Holger Mueller).

Опубликован первый снимок Земли через обзорный купол

Японский астронавт Соити Ногучи (Soichi Noguchi), находящийся на Международной космической станции в составе 22-го долговременного экипажа, опубликовал первый снимок Земли, сделанный через новый обзорный купол станции. Уникальную фотографию японец выложил в своем микроблоге на сервисе Twitter.

В полдень 17 февраля по московскому времени астронавты завершили работы по установке купола, однако шторки обзорного окна оставались закрытыми еще несколько часов. Затем астронавт шаттла "Индевор" Терри Виртс (Terry Virts) открыл шторки, и перед астронавтами открылся беспрецедентный вид на Землю. Как видно на опубликованной Нотучи (а затем и NASA) фотографии, через купол экипаж МКС наблюдал пустыню Сахару.

Обзорный купол является частью модуля "Спокойствие", доставленного на МКС шаттлом "Индевор". Для установки этого модуля, ставшего последним американским дополнением к станции, астронавты провели три выхода в открытый космос. Ценность обзорного купола "Спокойствия" заключается, помимо снимков Земли, также и в том, что теперь экипаж МКС сможет наблюдать за работой манипуляторов без использования внешних камер.

Google подарил Википедии 2 миллиона долларов

Поисковый гигант Google пожертвовал 2 миллиона долларов на поддержку онлайновой энциклопедии Wikipedia.

Деньги переданы некоммерческому фонду Wikimedia Foundation, родительской организации интернет-энциклопедии. Это пожертвование стало одним из крупнейших в истории Wikimedia. Деньги, полученные от Google, фонд направит эксплуатационные расходы, включая инвестиции в техническую инфраструктуру, и на всестороннее развитие и поддержку народной энциклопедии.

Напомним, что полгода назад аналогичную сумму фонд получил от инвестиционного подразделения интернет-аукциона eBay. А в августе 2009 года благотворительный фонд Уильяма и Флоры Хьюлетт (William and Flora Hewlett Foundation) предоставил Wikimedia полмиллиона долларов. Крупнейшим же пожертвованием стал грант в три миллиона долларов, выделенный фондом Альфреда Слоуна (Alfred Sloan Foundation) в 2008 году.

За текущий финансовый год Wikimedia получила более $8 млн пожертвований от 240 с лишним тысяч человек.