Динозавры и история жизни на Земле

Статистика




Яндекс.Метрика




Земледелие озеленило бусы

Использование различных украшений, татуировок и нательной раскраски – отличительная черта нomo sapiens. И если в наши дни эта традиция практикуется для придания своему облику индивидуальности или для подчеркивания принадлежности к какой-либо субкультуре, то в эпоху палеолита она носила более строгий и важный смысл и была неотъемлемой частью жизни человеческих популяций.

Первые украшения, возраст которых антропологи оценивают в 110 тысяч лет, изготавливались из раковин моллюсков, однако уже в период позднего палеолита у людей появляются более разнообразные материалы для изготовления бус, кулонов и подвесок – основного украшения, использовавшегося первыми представителями н. sapiens. Здесь уже можно встретить и костяные бусы, и обработанные изделия из слоновой кости и яичной скорлупы, и даже встречаются первые каменные бусины.

Но самое интересное изменение в качестве украшений произошло при переходе древних популяций от охоты и собирательства к земледельческому образу жизни.

Такой переход, по современным представлениям, впервые имел место на Ближнем Востоке и ознаменовал окончание эры палеолита и наступление неолита. Он уже был охарактеризован антропологами как переход к изготовлению сложных каменных орудий и изделий быта.

Команда израильских учёных обратила свое внимание на типы украшений, которыми сменились изделия из ракушек и костей. Именно в это время распространение получают бусы, сделанные из природных минералов, большая часть из которых имеет зеленый, серый, коричневый или даже черный оттенок.

Даниела Бар-Йозеф Меер из Университета израильского города Хайфы и Наоми Порат из Геологического исследовательского центра в Иерусалиме изучили 211 бусину, извлеченную из восьми различных регионов Ближнего Востока, служившими в прошлом очагами развития неолитической культуры в период с 11 600 по 8 200 лет назад.

Согласно предыдущим археологическим изысканиям, каменные бусы и кулоны белого, черного, красного, коричневого и желтого цветов были известны еще со времен возникновения культуры украшений в течение десятков тысяч лет. Однако работа израильтян, опубликованная в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, впервые проводит связь между распространением бус зеленого цвета и аграрной революцией, свершившейся примерно десять тысяч лет назад.

По мнению многих антропологов, первыми переход к земледелию совершили представители натуфийской культуры, жившие на территории Леванта (восточное побережье Средиземного моря и прилегающие территории, расположенные ныне в Сирии, Ливане, Израиле, Иордании, Египте, Турции), к которым и относят первые многочисленные образцы каменных украшений зеленого цвета.

По мнению ученых, зеленый цвет украшений имел решающее значение для древних обитателей Ближнего Востока.

Он напоминает цвет молодых зеленых побегов, символизирует развитие новой жизни и воплощает стремление людей получить обильный урожай.
Зеленые минералы, как правило, встречаются в апатитных и фторапатитных рудах, малахитных месторождениях и шлаковых медных рудах, однако древним обитателям Леванта ни один из этих источников не был легко доступен. Эти камни не валялись под ногами, а значит, первые аграрные популяции прикладывали немало усилий для поиска необходимых им зеленых минералов.

Апатиты и фторапатиты на Ближнем Востоке встречаются, в основном, в мраморных месторождениях иорданской Даббы или Хатруримской формации в Израиле. Горные породы этой формации выходят на поверхность главным образом в районе иорданской рифтовой долины в Иудейской пустыне.

Однако учёные обнаружили и образцы, привезенные на территорию современного Израиля из Саудовской Аравии, Сирии и даже с Кипра.

Использование каменных украшений с оттенками зеленого и синего цветов изредка практиковалось еще у первых неолитических культур. Согласно этнографическим исследованиям, подобные украшения имели множество различных символических значений, начиная от самого общего стремления избежать неудачи и опасности, не попасть под удар стихии, до желания обрести удачу и силу.

Однако развитие земледелия, по мнению ученых, несомненно, внесло свои коррективы в верования древних относительно символического значения украшений зелёного цвета.

Развитие сельского хозяйства повлекло за собой и увеличение рождаемости, и увеличение детской смертности и других недугов, сопровождающих большие людские популяции. Нетрудно предположить, что в этот период большое значение должно было приобрести врачевание травами и природными средствами растительного происхождения, однако бусы и кулоны из зеленого камня, служащего проекцией природной силы растительного мира, не могли не служить оберегами, дающими дополнительные силы и здоровье их обладателям. Возможно, эти каменные украшения носили и сами землепашцы, непосредственно обрабатывавшие землю и собирающие урожай.

Зеленые украшения носили и женщины, так как символ природного плодородия имел прямую связь с женской плодовитостью.

Во многих верованиях народов Ближнего Востока сохранились предания и легенды, согласно которым только красные, черные и белые камни не имеют прямой связи с природными объектами, остальные же – серые, коричневые и особенно зеленые — напрямую ассоциируются с растениями, животными и другими объектами живого. По мнению авторов работы, со временем синий цвет камней часто приходил на смену зеленому, и до сих пор турецкие ювелирные мастера активно используют его для изготовления символических украшений.

Еще один аспект символического значения несут в себе зеленые овальные каменные украшения с двумя отверстиями. Все они изготовлены из фторапатита, относящегося к Хатруримской формации. Вполне возможно, что эти долговечные каменные кулоны служили имитацией раковин каури, бывших символом плодородия во многих древних популяциях на Ближнем Востоке и служивших в Древнем Египте в качестве денег.