На железнодорожном транспорте внедрят нанотехнологии

Генеральный директор РОСНАНО Анатолий Чубайс и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписали Соглашение о стратегическом партнерстве в области внедрения и коммерциализации нанотехнологий на железнодорожном транспорте. Как сообщает пресс-служба госкорпорации, соглашение формирует отраслевой механизм внедрения и продвижения инновационной, в том числе нанотехнологической продукции.

Выполнение его положений позволит удовлетворить возросшие требования к качеству транспортных услуг, увеличить объемы перевозок, вес поездов и участковые скорости.

В соответствии с соглашением, РОСНАНО и ОАО «РЖД» определят наиболее перспективные области применения нанотехнологической продукции, регионы и подразделения для внедрения комплексных проектов.

Для координации делового партнерства и сотрудничества с августа 2009 года функционирует рабочая группа, в рамках которой созданы 6 подгрупп по согласованным направлениям деятельности.

Компании планируют создать систему статистического мониторинга эффективности нанотехнологий с целью создания информационной базы для принятия управленческих решений.

В соответствии с соглашением, стороны также намерены объединить свои усилия в вопросах подготовки нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование российского законодательства в инновационной сфере.

Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО) основана в 2007 г. для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий. РОСНАНО решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие РОСНАНО на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров — частных инвесторов. Задача Корпорации — стимулировать рост российской наноиндустрии до уровня выпуска продукции 900 млрд руб. в год к 2015 г.

При этом объем продаж нанопродукции предприятиями, в которые инвестирует РОСНАНО, должен составить не менее 300 млрд руб. в год. Уже сейчас наблюдательным советом корпорации одобрены 62 проект на общую сумму 193,6 млрд рублей, включая инвестиции РОСНАНО в объеме 91,3 млрд. рублей.

ОАО «РЖД» — одна из самых крупных в мире железнодорожных компаний с колоссальными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира — эксплуатационная длина — 85,2 тыс. км. ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий — 42,9 тыс. км. ОАО «РЖД» обеспечивает почти 43% совокупного грузооборота (с учетом трубопроводного транспорта) и свыше 39% пассажирооборота. В 2009 году погрузка составила более 1,1 млрд. тонн, в дальнем и пригородном сообщении отправлено более 1,1 млрд. пассажиров.

Созданы синхронизирующиеся бактериальные часы

Учёные из Калифорнийского университета в Сан-Диего (UCSD), создавшие в позапрошлом году уникальные "генетические часы", сообщают о новой разработке в этой области. Теперь бактерии могут действовать как единый сенсорный датчик, общаясь между собой посредством обмена молекулами.

Мы подробно рассказывали о предыдущем эксперименте команды – бактериальных "генетических часах", в которых отсчёт времени шёл весьма необычным способом – внутри бактерий E. coli через определённые промежутки включались флуоресцентные белки. Таким образом по реакции клеток можно было определить присутствие в растворе определённого вещества или изменение температуры среды.

Теперь же американцы создали бактериальный датчик следующего поколения. Архитектура его аналогична предыдущему, но дополнена кворумом чувствительности (quorum sensing). Иными словами, теперь благодаря взаимодействию всех клеток по принципу цепной реакции чувствительность колонии в целом оказывается гораздо выше.

Как сообщается в пресс-релизе университета, исследователи построили устройство для наблюдения за колониями в двух различных масштабах — микрометровом и миллиметровом. В первом случае клетки выдают вспышки с периодом от 50 до 90 минут (его можно настроить со стороны) строго синхронно.

В более крупном масштабе время распространения химического сигнала между членами бактериального сообщества становится куда более важным, позволяя исследователям визуально наблюдать волны света, проходящие через колонию. Вот как это выглядит в динамике.

Подобная система представляет собой первый синхронизированный генетический осциллятор. Этот инструмент может оказаться краеугольным камнем для синтетической биологии, ответвления от генетической инженерии, которая пытается создать микроорганизмы, предназначенные для выполнения полезных функций.

Так, в статье, опубликованной в Nature, американцы высказывают предположение, что синхронизированные генетические часы могут быть первым шагом к использованию микробов как микроскопических биосенсоров, настроенных на обнаружение токсинов или в качестве клеточных систем доставки лекарств, направленных на выброс химических веществ в организм через запрограммированные интервалы времени.

Ранее мы рассказывали, как бактерии "по-человечески" совершают выбор, разговаривают цветами и как были созданы клетки с искусственной генетической памятью.