Отражение солнечного света от озера на Титане

Ученые НАСА показали в пятницу изображение из космоса, на котором видно отражающийся солнечный свет от озера на крупнейшем спутнике Сатурна, Титане.

Это - первое визуальное свидетельство о наличии жидкости на северном полушарии, говорят ученые, и первое фото из космоса, на котором показано "зеркальное отражение" - которое является отражением света от чрезвычайно гладкой поверхности (в данном случае жидкости).

"Первый раз мы видели зеркальное отражение от жидкости вне Земли", - сказали Ральф Джомэнн (Ralf Jaumann), ученый, анализирующий данные от беспилотного космического зонда Cassini.Джомэнн сказал, что он был удивлен, когда увидел фотографии, транслируемые с орбиты Сатурна Cassini, находящегося на расстоянии миллиарда километров от Земли.

"Это здорово, потому что если смотришь на подобные фотографии, чаще всего ничего не видишь, будто там ничего и не происходит. Но через 2 часа мы увидели вспышку света, которая становилась все ярче и ярче".

В течение многих десятилетий внимание ученых привлекают схожие черты Титана с Землей. Это - единственное тело в солнечной системе, не считая нашей планеты, на поверхности которого, как полагают ученые, есть жидкость. Как и у Земли, у Титана есть атмосфера, которая преимущественно состоит из азота.

Эксперты считают, что присутствие жидкости повышает вероятность того, что там могла зародиться жизнь. Фотография получена с космического корабля Cassini, который несет службу с 2004 года. Ученые университета Аризоны (University of Arizona) использовали предыдущие данные, полученные от Cassini, чтобы определить точное местонахождение отражения на Титане. Предположительно, блеск исходит от южной оконечности озера под названием "Kraken Mare" - массивного тела, которое охватывает около 400000 квадратных километров. По площади это больше, чем Каспийское море, которое является самым крупным озером на Земле.

Поиски заняли 5 лет, поскольку ранее северная часть была покрыта зимней темнотой. "Далее мы хотим узнать побольше о жидкости, найденной на Титане", - сказал Джомэнн. "Какая там погода? Есть ли смена сезонов? Дождь?". "Температура на поверхности Титана минус 180 градусов по Цельсию", - сказал он. - "Это очень холодно. Поэтому нельзя сказать однозначно о наличии жизни".

Это не первое свидетельство о наличии жидкости на Титане. В 2008 в ходе наблюдения за Титаном в инфракрасном спектре было обнаружено большое озеро в южном полушарии. Последнее открытие - верный знак того, что жидкость существует и на северной половине спутника. В этой области, как полагают ученые, могут располагаться большие бассейны жидкости.

Запуск космического корабля "Союз" прошел успешно

Этой ночью с космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) успешно стартовал корабль "Союз ТМА - 17" с экипажем очередной экспедиции. Запуск был впервые произведен зимой в ночных условиях. На борту российский космонавт Олег Котов, японец Соити Ногути и американец Тимоти Кример. В автономном полете космонавты проведут двое суток.

В 00 часов 52 минуты по московскому времени ракета-носитель "Союз" отрывается от земли и, как будто застыв на мгновенье, стремительно уходит в небо над Байконуром. Уже через 1 минуту 57 секунд отделяется первая ступень, еще через три минуты - вторая ступень. Скорость ракеты-носителя достигает порядка 28 тысяч км/ч. Всего за 9 минут полета космический корабль "Союз ТМА-17" выходит на околоземную орбиту.

Тревога на лицах специалистов, обеспечивающих запуск очередной экспедиции к Международной космической станции, сменяют улыбки.

Командир корабля Олег Котов уже во второй раз отправился к звездам. Его предыдущее космическое путешествие состоялось в апреле 2007 года. После приземления в октябре и небольшого отпуска, он начал готовиться к новому полету.

Бортинженер Соити Ногути, японский астронавт, тоже не новичок в космическом деле. Он летал на орбиту в 2005 году на американском шаттле "Дискавери". И во время пребывания на МКС три раза выходил в открытый космос. А вот для второго бортинженера Тимоти Кримера все было в первый раз.

Экипаж пристыкуется к Международной космической станции в среду 23 декабря и пополнит 22 экспедицию МКС.

Дождавшись сменщиков, Максим Сураев и Джефри Уильямс отправятся на землю в марте 2010 года. А Котов, Ногути и Кример пробудут на МКС полгода и вернутся домой лишь в мае следующего года.

Космонавты 23 экспедиций встретят новый год на орбите. С собой они привезли елку и продукты для праздничного ужина. Например, Соити Ногути обещает приготовить коллегам суши из свежей рыбы.В космосе экипажу МКС предстоит провести около сотни научных экспериментов и выйти в открытый космос. Особая задача - смонтировать новый российский модуль, который в ближайшие месяцы на МКС доставит грузовой космический корабль.