"Хаббл" увидел невидимый объект в поясе Койпера

Астрономы обнаружили самый маленький из известных объектов пояса Койпера - региона Солнечной системы за орбитой Нептуна, где сосредоточено множество малых тел. Зафиксировать этот объект непосредственно нельзя, поэтому ученые использовали специальную технику, описанную в статье в журнале Nature. Кратко открытие описано на портале телескопа "Хаббл".

Диаметр объекта составляет 975 метров, а расстояние до него превышает 6,7 миллиарда километров. Предыдущий рекордсмен был приблизительно в 50 раз больше. Самые тусклые объекты, которые может "увидеть" телескоп "Хаббл", должны быть как минимум в 100 раз ярче, чем открытое тело.

Ученые обнаружили объект, используя косвенные методы. Для того чтобы сфокусироваться перед началом и во время наблюдений, "Хаббл" использует датчики точного наведения. Они функционируют, определяя положение телескопа относительно далеких звезд. Для этого датчики в течение длительного времени остаются направленными на светила. Авторы новой работы использовали эту особенность телескопа для поиска новых объектов в поясе Койпера.

Если некое тело пройдет на фоне звезды, это вызовет кратковременное изменение ее яркости. Анализируя параметры этого изменения, ученые могут определить характеристики объекта, который вызвал "мигание" (похожим способом астрономы ищут планеты за пределами Солнечной системы). Изучив данные "разглядывания" "Хабблом" 50 тысяч звезд, астрономы зафиксировали единственный эпизод "мигания" длительностью 0,3 секунды.

В последнее время наблюдения позволили обнаружить пояса, аналогичные поясу Койпера, вокруг других звезд. Совсем недавно американские астрономы сообщили об обнаружении двух подобных поясов вокруг Эпсилон Эридана - одной из самых близких к Солнцу звезд.

Экипаж "Союза" принял корабль у испытателей

Члены основного экипажа предстоящей 22-ой экспедиции на МКС и их дублеры официально приняли корабль "Союз" у испытателей.

Во время завершающей тренировки на Байконуре космонавты проверили, как специалисты учли их пожелания. Во время первой примерки корабля экипаж высказал ряд просьб, например, о крепеже грузов. Также в спускаемом аппарате "Союза" космонавты провели последнюю репетицию полёта. Затем корабль опечатали - теперь его откроют только перед взлётом, сообщают "Вести".

После этого экипаж по традиции побывал на стартовой площадке, откуда 21 декабря космонавтам предстоит отправиться на орбиту Земли. В составе экспедиции - россиянин Олег Котов, астронавт НАСА Тимоти Кример и японец Соити Ногути.

Безопасность старта будут обеспечивать около двух десятков военных и гражданских самолетов и вертолетов, а также судно поисково-спасательной службы ВМФ России, сообщил ИТАР-ТАСС пресс-секретарь Федеральной аэронавигационной службы Андрей Прянишников. В работе участвуют более двухсот военных и гражданских специалистов.

Космический корабль пролетит над территорией Казахстана, южными районами Сибири, Байкалом и Дальним Востоком. Вдоль трассы полета на случай срабатывания системы аварийного спасения экипажа "Союза" будут постоянно дежурить специалисты- спасатели, готовые оказать медицинскую помощь и эвакуировать космонавтов с места приземления.

При возникновении нештатной ситуации во время полета и стыковки предусмотрено аварийное приземление космонавтов вне пределов территории России и Казахстана. Для этого случая в различных частях планеты подготовлены 12 так называемых "полигонов посадки". Первую помощь экипажу в рамках международного соглашения будут готовы оказать специалисты-спасатели страны, на территории которой приземлится спускаемый аппарат. Затем космонавты и капсула будут возвращены в Россию, уточнили в Роскосмосе.