На Луне обнаружены органические молекулы

Один из приборов лунного зонда "Чандраян-1" зафиксировал присутствие на Луне органических молекул. Об этом журналистам портала dnaindia.com сообщил один из руководителей Индийского космического агентства (ISRO) Сурендра Пэл (Surendra Pal).

Информация об органике была передана на Земли масс-спектрометром, расположенном на ударном зонде - той части "Чандраяна-1", которая 14 ноября 2008 года врезалась в поверхность Луны в районе кратера Шеклтон. Неназванный представитель ISRO сообщил, что данные приборов были получены в последние секунды перед тем, как ударный зонд упал на Луну. Другие источники уточняют, что следы органики были найдены в облаке пыли, поднявшемся после удара. Не указывается, как в таком случае приборы продолжили работать.

Во вторник, 15 декабря, заявление о возможном присутствии на Луне органики сообщили ученые, курирующие миссию американского лунного зонда LRO. Представители NASA отметили, что заявление индийских коллег является "интригующим", и выразили интерес получить больше информации. Слова исследователей цитирует портал Uneverse Today.

Совсем недавно сразу три научных коллектива опубликовали в журнале Science доказательства наличия на Луне воды. Одна из групп анализировала данные, переданные зондом "Чандраян-1". Подробнее о том, где на земном спутнике сосредоточена вода, можно прочитать здесь.

Двигатель Superjet прошел испытания градом и птицей

НПО "Сатурн" завершило сертификационные испытания двигателя SaM146 для новейших самолетов Sukhoi Superjet 100 в той части, которая касается попадания в двигатель различных предметов. Об этом говорится в официальном пресс-релизе НПО "Сатурн".

В частности, SaM146 прошел испытание градом, осколками льда и даже "крупной птицей" (какой именно, не уточняется). Для испытаний градом было заготовлено 14 тонн града диаметром в 12-14 миллиметров. Он попадал в работающий двигатель с помощью четырех пушек, в каждую из которых закладывалось по 31,6 килограмма града за раз.

Двигатели для самолетов традиционно испытываются особо тщательным образом - от их надежности во многом зависит безопасность всего самолета.

Двигатель для Sukhoi Superjet "Сатурн" разрабатывал совместно с французской компанией SNECMA. К 16 декабря суммарная наработка всех SaM146 составила более 5,5 тысячи часов испытаний, из которых 2,5 тысячи - полетное время.

Ранее неоднократно отмечалось, что задержка с поставками Sukhoi Superjet (продажи самолета должны были начаться еще в 2008 году) связана именно с SaM146. В частности, об этом говорил глава "Объединенной авиастроительной корпорации" Алексей Федоров. В "Сатурне" также признавали, что не способны уложиться в сроки по сертификации двигателей.

Superjet - первый российский самолет, полностью спроектированный после распада Советского Союза. "Гражданские самолеты Сухого" при производстве лайнера активно использовали опыт зарубежных коллег - в частности, Boeing и итальянской Aliena Aeronautica, которой принадлежит четверть "Гражданских самолетов Сухого". Планируется, что большая часть Superjet пойдет не на внутренний, а на внешние рынки.

Белоруссия создаёт национальное космическое агентство

Белоруссия приступила к созданию национального космического агентства. Об этом сообщил первый заместитель председателя Президиума Национальной академии наук (НАН) Беларуси Петр Витязь, передает БЕЛТА.

«Формирование новой структуры уже началось, мы согласовали со многими министерствами, что надо создать систему управления проектами в сфере космических исследований и космических технологий, — рассказал Петр Витязь. — Планируем при Президиуме Национальной академии наук Беларуси создать такую систему. Как точно будет называться новая структура, будет решено правительством».

Создание национального космического агентства предусмотрено Национальной программой исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2008—2012 годы. Планируется, что новая структура будет решать все вопросы, связанные с исследованием и использованием Беларусью космического пространства, в том числе с применением возможностей нового белорусского спутника, который планируется запустить в следующем году.

Новый белорусский спутник будет легче и маневреннее предыдущего: его вес составит около 400 кг, разрешение около 2 м. Белорусский космический аппарат обеспечит полное покрытие территории Беларуси космической съемкой. Информацию, получаемую со спутника, планируется использовать для экологического мониторинга, контроля за землепользованием, наблюдения и предотвращения чрезвычайных ситуаций, обновления топографических карт и других целей.

Командно-измерительный пункт для обеспечения полета белорусского космического аппарата создается в Логойском районе Минской области. Там будет функционировать современная антенная система и программно-аппаратный комплекс для приема информации со спутника. Все космические данные будут передаваться отсюда в Центр управления полетами космического аппарата, который будет функционировать в здании Объединенного института проблем информатики НАН в Минске.