Динозавры и история жизни на Земле

Поиск по сайту



Статистика




Яндекс.Метрика




Экспресс попал в горячую точку

Запуск Venus Express состоялся 9 ноября 2005 года с космодрома Байконур российской ракетой-носителем «Союз» с разгонным блоком «Фрегат». Первоначально запуск планировался на 26 октября, но был перенесен. Отделение аппарата от разгонного блока произошло через 96 минут 30 секунд после старта

11 апреля 2006 года космический аппарат Европейского космического агентства (ЕКА)Venus Express начал выход на околовенерианскую орбиту.

В 11 часов 15 минут к аппарату отправилась команда включения маршевых двигателей. Расстояние между Землей и Venus Express радиоволны прошли за две минуты, и в 11.17 началось торможение. Двигатели отработали приблизительно 50 минут, за которые станция сбросила скорость относительно Венеры с 8 до 6,8 км/с. В итоге гравитационное поле планеты захватило станцию, и Venus Express вышел на вытянутую эллиптическую орбиту с апоцентром в 350 000 км от Венеры (на такое расстояние удаляется Луна в перигее) и перицентром в 400 км. По этой орбите свой первый оборот аппарат совершит за девять дней.

В дальнейшем двигатели аппарата включатся еще семь раз: два раза маршевые и пять раз вспомогательные. И тогда (после 16 витков вокруг Венеры) Venus Express 7 мая выйдет на орбиту с апоцентром в 66 000 км и перицентром в 250 км.

Как пояснил «Газете.Ru» глава постоянного представительства ЕКА в России господин Ален Фурнье-Сикр, на этом первый этап полета завершен. На первую фазу аппарат израсходовал более половины из 570 кг топлива, заправленного в Venus Express на Земле. По словам Фурнье-Сикра, много топлива сэкономила предельно точная работа российских ракеты-носителя «Союз» и разгонного блока «Фрегат», выведших Venus Express на траекторию полета к Венере. «В результате этого у нас остались варианты для маневра», – добавил Фурнье-Сикр.

Данная орбита предоставит прекрасную возможность для общих исследований планеты. С расстояния более чем в 200 000 км приборы смогут зафиксировать всю поверхность планеты сразу. Это позволит сделать снимки в видимом и ближнем инфракрасном диапазоне спектрометром VIRTIS (Visible/near-infrared mapping spectrometer). Анализатор космической плазмы и атомов высоких энергий (ASPERA, The Аnalyser of space plasma and energetic atoms) сможет изучить невозмущенный солнечный ветер и его взаимодействие с атмосферой в условиях отсутствия защитного магнитного поля планеты.

Первые снимки ученые надеются получить уже через 48 часов после выхода на орбиту.

Апоцентр – самая удаленная от небесного тела точка орбиты вокруг него. Перицентр – самая близкая точка. Для орбит спутников Земли такие точки называются апогей и перигей, для околосолнечных орбит – апогелий и перигелий, для окололунных – апоселений и периселений. Для орбит вокруг звезд – апоастр и периастр

22 апреля начнется тестирование бортовой научной аппаратуры зонда, которое продлится до 13 мая. Исследовательская фаза работы станции начнется 4 июня.

Научный инструментарий Venus Express составляют семь приборов. Помимо упомянутых VIRTIS и ASPERA к Венере отправляются планетарный фурье-спектрометр PFS, спектрометр для исследований характеристик Венеры SPICAV, камера мониторинга Венеры VMC, магнитометр MAG и инструменты эксперимента по радиозондированию Венеры VeRa.

Два из семи приборов созданы непосредственно российскими учеными из ИКИ РАН – это инструменты PFS и SPICAV.

В разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru» представитель ИКИ Александр Родин поблагодарил ЕКА за то, что агентство допустило российских ученых и к полноценному участию в командах по работе с расположенными на аппарате инструментами, разработанными не в России. По словам Родина, это дает им право ставить свои эксперименты, участвовать в работе с прибором во всех остальных экспериментах, а также полноценно пользоваться всеми полученными результатами.

Интересно, что уже сейчас российские ученые планируют и национальную миссию к Венере. Проект «Венера Д» предусматривает создание посадочного модуля, способного проработать на поверхности планеты при температуре в +475º C и давлении в 92 атмосферы около месяца (для сравнения: все посадочные аппараты до сих пор «жили» не более получаса). По словам Родина, уже существует эскизный проект «Венеры Д» и проработана научная концепция миссии. А пока что российские ученые собирают научную информацию о Венере, участвуя в европейском проекте.

«Газета.Ru» продолжает следить за работой Venus Express.