Коллайдер дал первые результаты

Первая научная статья, посвященная результатам обработки данных с детектора ALICE только что возобновившего работу Большого адронного коллайдера, принята к публикации в журнале The European Physical Journal C.

Пробные столкновения протонов с энергиями 450 ГэВ специалисты Европейской организации по ядерным исследованиям осуществили 23 ноября. А в субботу, 28 ноября, статья, написанная сотрудниками международной коллаборации ALICE, уже появилась в архиве препринтов arXiv.

«Наверное, это рекорд, — улыбается один из руководителей проекта ALICE Дэвид Эванс (David Evans) из Бирмингемского университета (Великобритания). — Конечно, решающую роль здесь сыграло наше стремление быть первыми». Основной текст статьи был согласован заранее; на последнем этапе ее подготовки ученые добавили результаты обсчета 284 столкновений, зарегистрированных детектором.

Никаких сенсаций — свидетельств существования бозона Хиггса или доказательств гипотезы суперсимметрии — в статье нет; ее основу составляют результаты определения так называемой псевдобыстроты (меры отклонения направления движения элементарной частицы от оси пучка). По словам авторов, полученные значения согласуются с теорией и величинами, наблюдаемыми на других ускорителях в экспериментах с частицами соответствующей энергии. «Теперь я уверен в том, что мы полностью контролируем детектор, — заключает г-н Эванс. — У нас не будет причин не доверять результатам, когда энергия протонов пойдет вверх».

Самки рыбок испытывают самцов на заботливость

Биолог из Кембриджского университета (Великобритания) показал, что некоторые женские особи Abudefduf sexfasciatus (абудефдуфа шестиполосого) проводят отбор самцов, предлагая им «тестовую» партию икринок и оценивая то, как они заботятся о будущем потомстве.

Ученым было известно, что самцы A. sexfasciatus могут просто съедать вверенную им икру. Автор работы, Андреа Маника (Andrea Manica), проводил наблюдения рыбок, уделяя особое внимание проявлениям этой формы каннибализма.

Впрочем, вскоре г-н Маника изменил первоначальный план исследования: его заинтересовало необычные поведение части самок, которые приближались к гнездам самцов, оставляли небольшое количество икринок и тут же отплывали. Для того чтобы выяснить причины такого поведения, биолог поставил простой опыт. Он снабдил самцов небольшими керамическими плитками, подходящими для создания гнезда, и дождался того момента, когда самки оставили на них икринки; потом ученый повернул некоторые плитки, сдвинув кладку.

Если плитки оставались на своих местах, две трети самок, «проверявших» своих партнеров, возвращались и откладывали икру; в противном случае возвращалась только четверть самок. Очевидно, смещение икринок женские особи связывали с тем, что самец плохо выполнял свои обязанности.

Впрочем, такое поведение оказалось характерно далеко не для всех представителей A. sexfasciatus: нерешительность в выборе партнера проявили только 30 из 420 самок.

В 1992 году аналогичная стратегия выбора самца была отмечена у рыбок Aidablennius sphynx.

Полная версия отчета будет опубликована в журнале Animal Behaviour.

Подготовлено по материалам Nature News.

Риск образования тромбов после операции гораздо выше

Исследователи из Оксфордского университета (Великобритания) установили, что риск образования тромбов после хирургической операции гораздо выше, чем считалось прежде.

Тромб — сгусток в крови, образованный застрявшими в сетях фибрина форменными элементами крови. О том, что операции, особенно на суставах, увеличивают шансы образования тромбов, ученым было известно давно. Однако как долго сохраняется риск и насколько он велик, было не ясно.

Наблюдение за миллионом женщин, которое велось на протяжении шести лет, показало, что риск образования тромбов увеличивается в 70 раз в первые шесть недель после операции. Одна из 140 пациенток попадает в клинику из-за возникновения тромбов в течение 12 недель после любой стационарной операции, одна из 45 — после операции по замене коленного сустава и одна из 85 — после удаления раковой опухоли. Ученые отмечают, что такому же риску подвергаются и мужчины.

Тромбы могут становиться причинами сбоя работы кровеносной системы путем закупорки какого-либо сосуда при тромбофлебите. Самое опасное осложнение тромбофлебита — отрыв тромба (или его части) и попадание его в легочную артерию.