Для жизни больше подходят неяркие звезды

Астроном Эдвард Гинан (Edward Guinan) из университета Виллановы (Villanova University) в штате Пенсильвания, США, и его коллеги выяснили, что для возникновения жизни больше подходят системы оранжевых карликов, а не планеты, обращающиеся вокруг звезд солнечного типа.

По мнению ученых, жизненные формы менее уязвимы в системах с более холодными и менее яркими звездами, чем Солнце. Об этой гипотезе рассказывает Science news, электронная версия исследования опубликована на сайте arXiv.org.

Гинан и коллеги сравнили ущерб, который может нанести живым организмам ультрафиолетовое и рентгеновское излучение звезд разного типа. Они проанализировали данные, собранные спутником International Ultraviolet Explorer (IUE) в 70-90-х годах прошлого века. Ученые определяли расстояние от звезды, при котором вода на планете находится в жидком состоянии, и моделировали интенсивность излучения, получаемого планетой.

Оказалось, что звезды классом чуть выше Солнца могут нанести наибольший вред ДНК. Основная угроза исходит не от рентгеновского излучения, которое эффективно рассеивается атмосферой, а от ультрафиолета, проникающего до поверхности. Красные карлики - звезды с меньшей яркостью, чем Солнце, - также потенциально опасны для жизни.

Проблема заключается в том, что масса звезды настолько мала, что планеты находятся на близких орбитах к ней, медленнее вращаются и обращены к ней все время одной стороной. Впрочем, исследователи допускают, что на границе тени или на неосвещенной стороне могут сложиться благоприятные условия для жизни.

Идеальным вариантом, по мнению Гинана и коллег, являются так называемые оранжевые карлики - распространенный класс звезд, к которому относятся 15% звезд нашей галактики.

В системах оранжевых карликов зона обитаемых планет находится достаточно далеко от центра, чтобы избежать смертоносного излучения, и в то же время достаточно близко для поддержания воды в жидком состоянии. Кроме того, оранжевые карлики живут в 5-6 раз дольше Солнца, что могло бы дать жизни больше времени для развития.

В следующем месяце NASA планирует запустить в космос новый инфракрасный телескоп WISE, который займется поиском звезд, слаборазличимых в оптические телескопы. Возможно, что в окрестностях Солнца обнаружатся бурые карлики - звезды с низкой яркостью, которые также способны удерживать планетные системы.

Новый сенсор определяет состояние раны под повязкой

Инженеры из института медицинских устройств Стратклайда (Strathclyde Institute for Medical Devices) создали необычное устройство, которое несколько облегчит жизнь пациентов и упростит работу врачей.

Как всегда, все об этом думали, но никто не догадался реализовать на практике. А вот в институте Стратклайда догадались, как сделать так, чтобы не надо было каждый раз снимать повязки с раны пациента, чтобы проверить, как она заживает.

Сенсор небольшого размера (примерно с половину почтовой марки) крепится к бинтам или марлевой повязке на стерильном тампоне, не принося человеку болезненных ощущений. Чтобы проверить влажность среды под повязкой и снять другие полезные параметры, его необходимо присоединить проводами к специальному монитору (на снимке под заголовком он виден справа от датчика).

Оптимально, если рана (будь-то она открытая, ожог, язва или шов) будет слегка влажной, тогда она быстрее затянется и на коже не останется толстых рубцов и красных шрамов.

Если система указывает на повышенную влажность, это может свидетельствовать о плохом функционировании клеток организма, которые помогают содержать рану чистой, соответственно, рана может быть инфицирована. Пониженная влажность также сигнализирует о неблагоприятном развитии событий.

"Система спроектирована так, чтобы доктор или медсестра могли узнать о состоянии процесса заживления, не снимая салфетки и бинты. В противном случае рана может быть задета, и заживление будет происходить медленнее, не говоря уже о боли и дискомфорте, которые могут испытать пациенты", — рассказывает профессор Патрисия Коннолли (Patricia Connolly), директор института Стратклайда.

Сенсор сделает необходимую работу сам, проверив нужно ли менять повязку или нет, что не только сэкономит перевязочный материал, но и ускорит реабилитацию пациента.

Сейчас новая система проходит клинические испытания на пациентах с хроническими язвами ног (в западных странах от этого заболевания хоть раз в жизни страдает 10 человек из 1000) в государственной службе здравоохранения Шотландии (NHS Greater Glasgow and Clyde). На продолжение исследования фонд Scottish Enterprise выделил £200 тысяч ($420 тысяч).

В случае успеха, такая система мониторинга станет доступна врачам британских клиник (а за ними и всех остальных) уже в следующем году.

Читайте также о чипах, контролирующих забытые тампоны в теле пациента, о датчиках здоровья для солдат и для обычных людей, о датчиках-голограммах и о пластыре-компьютере.