ВИЧ-кастратор

Заразившихся вирусом СПИДа людей в ближайшем будущем, возможно, удастся спасти.

Ученые Принстонского университета Леор Вейнбергер и Томас Шенк cумели разобраться в биохимии сигналов, заставляющих вирус самовоспроизводиться.

Главную роль в инициации размножения вируса играет особый ВИЧ-белок Tat. Биохимикам удалось определить участок генома вируса, который отвечает за производство этого белка. Другая часть «ключа на старт» – фермент p300, синтезируемый клетками Т-лимфоцитов. Когда фермент соединяется с Tat, формируется своеобразное биохимическое «сообщение», запускающее процесс самовоспроизводства ВИЧ.

Однако в лимфоцитах есть фермент, способный подавлять синтез белка Тat. Он называется SirT1. Соответственно, именно баланс между ферментами p300 и SirT1 можно считать молекулярным переключателем, ответственным за размножение вируса СПИДа.

Ученые особо отмечают, что пока что радоваться рано: во-первых, удалось определить далеко не всех участников процесса включения размножения вируса. Во-вторых, пока что их работа носит чисто фундаментальный характер. Но все же именно эта работа, опубликованная в онлайн-журнале Public Library of Science Biology (PloS Biology) от 26 декабря, может стать основой для новой парадигмы терапии СПИД.

Большое значение для борьбы со СПИДом может иметь еще одно открытие 2006 года. Ученые из Барнеттовского колледжа биомедицинских наук Университета центральной Флориды обнаружили, что содержащийся в крови приматов пептид может успешно блокировать вирус СПИДа от проникновения в клетки человеческого организма. При этом вирус не успевает приспособиться к нему, как к обычным препаратам.

Предварительное исследование, проведенное Александром Коулом с коллегами, показало, что один из пептидов защиты приматов – ретроциклин, найденный как в высших приматах (исключая человекообразных), так и в низших, успешно борется с ВИЧ.

Даже через 100 дней после применения препарата у вируса наблюдается только слабая устойчивость к нему, то есть пептид по-прежнему являлся надежным ингибитором ВИЧ. Многочисленные лабораторные тесты уже показали, что ретроциклин, например, может эффективно предотвращать инфицирование ВИЧ влагалищной ткани.

Механизм подобной эффективности пока что неясен. Ученые предполагают, что это связано с тем, что пептид взаимодействует сразу с несколькими участками клетки и вируса.

Человека-гибрида съел медведь

Археологи Бристольского университета подтвердили, что кроманьонцы скрещивались с неандертальцами. Тем самым они подтвердили работу коллег из университета Вашингтона.

Ученые из Университета Бристоля во главе с Жуау Зилхау в 2003–2005 годах работала в юго-западной Румынии, в так называемой «Пещере с костями». Там антропологи нашли череп, который получил название Oase-2 (Oase-1 нашла команда Эрика Тринкоса из университета Вашингтона в 2002-м году).

Оба черепа принадлежали людям, которых в своё время съели медведи, жившие в пещере. Первичный радиоуглеродный анализ показал, что череп можно датировать как минимум 35-ю тысячами лет. Однако ученые сравнили Oase-2 с Oase-1, найденным в 2002-м году на поверхности пещеры, прилегающей к территории основного раскопа. Первая находка датируется 40,5 тысячами лет и по морфологическим признакам схожа со вторым черепом. Этот факт позволил археологам предположить, что оба объекта Oase следует датировать одним и тем же временем. Кроме того, на данный момент эти останки являются древнейшими находками, позволяющими реконструировать облик человека современного типа после его ухода из Африки. Напомним, что в России найдены и более древние останки кроманьонцев, однако по ним восстановить облик невозможно.

Сравнив Oase-2 с другими черепами, профессор Зилхау пришел к выводу, что находка из «Пещеры с костями» имеет те же пропорции, что и черепа современного человека. И при этом обладает рядом особенностей, присущих и кроманьонцам, и неандертальцам. К последним относятся ровный покатый лоб или исключительно большие верхние коренные зубы, которые до этого находили только среди неандертальцев.

По словам профессора Зилхау, такие особенности строения поднимают очень важный вопрос об истории эволюции людей. Фактически, они могут быть как свидетельствами эволюционного «возврата» к более архаичным формам, так и просто иллюстрировать отсутствие полной археологической выборки по вопросу развития и изменения человека.

«Они (эти особенности) могут также отражать процесс смешивания современных людей с неандертальцами в период расселения людей по Европе», – добавляет профессор.

«Эти окаменелости являются археологическим и генетическим свидетельством существования различных уровней биологического и культурного взаимодействия между современными людьми и анатомически архаичными поселениями (включая и неандертальцев), которых они встречали во время своего переселения из Африки в Евразию», – поясняет профессор.

Его поддерживает и соавтор исследования профессор Тринкос. По его словам, доказательства имевшего место скрещивания между двумя группами показывают, что они рассматривали друг друга как социально подходящих партнеров.

Согласно последним данным антропологии, первые неандертальцы попали на европейский континент около 200 тысяч лет назад. Современные люди начали осваивать Европу только 50–60 тысяч лет назад, а последние неандертальцы исчезли через 30–35 тысяч лет после этого события. На данный момент ученые предлагают две версии случившегося. Одни считают, что неандертальцы были просто истреблены представителями людей современного вида или вымерли из-за непригодных климатических условий. Другие же считают, что имело место смешение неандертальцев и людей современного вида.

Как отметил профессор Тринкос, полученные в ходе исследований данные полностью отрицают вероятность истребления неандертальцев людьми современного типа.

Вернее было бы включить неандертальцев в состав вида Homo sapiens, подразделяя его на два подвида: Homo sapiens neanderthalensis и Homo sapiens sapiens.

С результатами данного исследования можно ознакомиться в последнем выпуске журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS).