Триквазар нашелся

Команда ученых, работавших в обсерватории Кек на Гавайях и в Южной Европейской обсерватории (ESO), объявила об обнаружении первого трио квазаров. Как передаёт «Би-би-си», о своем открытии авторы сообщили на встрече Американского астрономического общества в Сиэтле.

Открытие совершила группа астрономов во главе с профессором Джорджем Джорговски из Калифорнийского технологического института в Пасадене. Система получила индекс LBQS 1429-008. По правде говоря, ее обнаружила другая группа астрономов еще в 1989 году (группа Пола Хьюлетта из Института астрономии в Кембридже), однако тогда британцы посчитали, что она состоит всего из двух квазаров. Точнее, сначала решили, что это один квазар, однако «размноженный» при помощи эффекта гравитационного линзирования, потом все же постановили, что квазара два.

Теперь, почти 20 лет спустя, исследуя систему на более мощных инструментах (8,2-метровом телескопе Very Large Telescope ESO и 10-метровом телескопе обсерватории Кек), астрономы поняли: впервые найдено взаимодействующее трио квазаров.

Как утверждает профессор Джорговски, квазары сами по себе редкие космические объекты, а открытие их трио и вовсе является беспрецедентным.

Помимо доклада на встрече Американского астрономического общества отчет об открытии появится в статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal Letters.

В 2006 году «Газета.Ru» писала о еще одном интересном наблюдении квазаров.

Космический телескоп Hubble передал на Землю изображение пяти одинаковых квазизвездных объектов – одного в центре креста и четырех на его оконечностях. Под воздействием мощного поля тяготения объекта, находящегося около пути лучей света, последние искривляются, образуя так называемый искаженный крест Эйнштейна – пятикратное повторение картинки. Если бы массивный объект был точно на линии квазар – Земля, мы бы увидели ровный крест, при этом изображения на концах креста были бы увеличенными.

Такие изображения служат великолепным подтверждением общей теории относительности великого физика. Потому что искривляется даже не луч света, а пространство, в котором свет распространяется всегда прямолинейно.

Скопление галактик, которое действует как огромная гравитационная линза, занесено в каталог под номером SDSS J1004+4112 и находится на расстоянии около 7 млрд световых лет в созвездии Малого Льва.

Данный случай не первый в астрономии, когда в роли гравитационной линзы выступило целое скопление галактик. Однако число таких изображений можно сосчитать по пальцам одной руки.

Талия красивее груди

Единственная часть тела женщины, которая на протяжении веков занимала всех мужчин без исключения – это талия. По мнению ученых из Университета Техаса, она всегда служила показателем красоты женщины. Мужчины могли не сходиться во мнении, сексуальна женская грудь или нет, но наличие талии всегда приветствовалось.

По словам руководителя исследования Девендры Сингха, женская фигура, которая в идеале должна напоминать песочные часы, являлась всегда эталоном красоты, возможно, и потому, что олицетворяла здоровье представительницы прекрасного пола. Дело в том, что распределение жировых тканей в организме женщины связано в том числе и с выработкой половых гормонов, в частности эстрогена. Таким образом, чем больше в организме этих гормонов, тем женщина здоровее и тем больше форма ее тела похожа на вожделенные «песочные часы».

В ходе исследования Сингх с коллегами просмотрел 345 тысяч книг британских и американских авторов 16–18 веков. Ученые обращали особое внимание на частоту упоминания слов «талия», «грудь», «бедра», «ягодицы» в сочетании с прилагательными «пухлый» и «стройный».

В итоге Сингх пришел к выводу, что стойкое пристрастие к женщинам со стройной талией не могло быть продиктовано только модой или влиянием глобальных средств массовой информации.

Скорее всего, добавляет он, стройный живот дает мужчинам представление о том, может ли женщина потенциально родить здоровое потомство, и поэтому они подсознательно находят его привлекательным. В конце концов люди подсознательно чаще всего выбирают себе партнеров с наиболее симметричными фигурами и лицами, даже не задумываясь о том, что симметричность – признак хороших генов.

Первые упоминания о том, что тонкая талия делает женщину привлекательнее, можно найти еще в Древнем Египте. Например, титул жены Рамзеса II, который правил 4000 лет назад, Нефертити, совершенно явственно свидетельствует о ее красоте и, что немаловажно, тонкой талии.

Впрочем, все же не всегда стройные женщины являются эталоном красоты для всех мужчин. Индейцы Перу, среди которых в 1998 году проводили аналогичный опрос, назвали самыми привлекательными именно пампушек, а стройных женщин пожалели, заметив, что они, вероятно, страдают от диареи или лихорадки.