Два мифа цунами

Математическое моделирование цунами развенчало некоторые мифы об этих волнах-убийцах. Результаты исследования Уолтера Крэйга из университета Макмастер в Онтарио были обнародованы на организованном им симпозиуме «Цунами, их гидродинамика и воздействие на людей», который состоялся 19 февраля в рамках ежегодного собрания Американской ассоциации развития науки (American Association for the Advancement of Science (AAAS) в Сент-Луисе. После разрушительного цунами 2004 года Крэйг, по его собственным словам, «счел необходимым действовать. Он взял в руки карандаш с бумагой и начал вычислять».

Канадец утверждает, что математика должна сыграть важную роль в уничтожении неправильных представлений и мифов о цунами и потенциально может спасти жизни людей.

Первое заблуждение – что первая волна цунами всегда самая большая.

Так бывает (и расчеты это подтверждают) далеко не всегда. «Например, в Шри-Ланке самый большой гребень был третьим или четвертым. В одном случае, – говорит Крэйг, – проводящий отпуск британский геолог на одном шри-ланкийском курорте заметил первую небольшую, неразрушаительную волну и попросил всех очистить берег перед прибытием большей, смертельной волны». Расчеты показывают, что в глубоком океане расстояния между гребнями цунами составляет 200 км и время, которое проходит от первой волны до второй, достигает 15 минут. За это время можно предпринять какие-то действия по спасению людей.

Расчеты показывают, что о разрушительной способности цунами говорит не высота прибрежной волны, а длина и ширина гребня в океане. Последнее разрушительное цунами имело высоту в океане всего 1 м, но длину гребня 1200 км и расстояние между гребнями 200 км. Легко посчитать массу воды, единовременно обрушившейся на побережье.

Второе заблуждение, развеиваемое математическим моделированием, – что перед приходом цунами вода отступает от берега.

Крэйг говорит, что такое бывает лишь в половине случаев и зависит как от длины волны, так и от того, гребнем или впадиной подходит волна к берегу.

Крэйг считает, что его вычисления особенно хорошо подходят для определения возможностей и ограничений для системы дальнего обнаружения цунами. Хотя и признает, что лучше всего пока что цунами знают геологи и океанологи. Но, по мнению канадца, пока экспериментальных данных мало, есть и другие пути изучения цунами.

Большинству ученых наиболее перспективным видится комплексное изучение цунами объединенными усилиями математиков, физиков, геологов, океанологов и сейсмологов.

Такие работы ведутся сейчас во всем мире и в России тоже. Так, в Новосибирском госуниверситете создана и работает лаборатория математического моделирования волн цунами. Только такое изучение может дать какие-то практические советы. Потому что практический результат от моделирования доктора Крэйга звучит так: «Если вы находитесь на берегу и чувствуете землетрясение, постарайтесь забраться повыше».

Сверхвытрезвитель

Блокирование работы орексиновой системы мозга может отключать тягу к алкоголю, сообщает «Би-би-си». По крайней мере, у крыс.

Команда из Института имени Говарда Флори в Мельбурне под руководством доктора Эндрю Лоренса проводила опыты на крысах, у которых в своё время впервые и обнаружили орексиновую систему.

На время эксперимента одна группа животных получила постоянный доступ к алкоголю. После того, как грызуны привыкали к спиртному, им вводили препарат, блокирующий работу орексиновых клеток.

Грызуны немедленно прекращали пить

Другая группа крыс-алкоголиков подверглась курсу детоксикации, после которого им также вводили блокиратор орексина, а потом возвращали животных в обстановку постоянного доступа к алкоголю. И в этом случае крысы отказывались от спиртного.

«Если разработать препарат, который заблокирует систему орексина в человеческом организме, мы сможем одолеть тягу к алкоголю и предотвратить рецидивы среди прошедших реабилитацию», – говорит доктор Лоренс.

Скептики, однако, предостерегают от преждевременной радости. Во-первых, мозг человека сложнее, и неизвестно, сработает ли «крысиный метод» на человеке. Как отметил главный психолог британского Национального центра по изучению пристрастий Боб Пэттон, «результаты этого предварительного исследования, несомненно, интересны, однако необходимы более серьезные испытания, чтобы понять, будет ли этот метод работать в сложном человеческом мозге».

А во-вторых, блокирование выделения орексина наверняка приведет к серьезным побочным эффектам. Американские ученые во главе с профессором Томасом Горвасом из Йельской медицинской школы установили, что неправильная работа клеток мозга, продуцирующих орексины, может быть главной причиной переедания и бессонницы. Эти клетки легко возбудимы и крайне чувствительны к любому стрессу. По мнению американских специалистов, перевозбуждение клеток при ежедневном стрессе поддерживает сознание в состоянии напряженного бодрствования, что ведет к бессоннице и перееданию. Чем больше в вашей жизни стресса, тем ниже становится порог возбудимости орексиновых (гипокретиновых) клеток. Работу нейронов изучали при помощи электронной микроскопии и электрофизиологических методов.

Тем не менее, работа австралийцев очень полезна. По мнению специалистов, она позволяет лучше понять физиологию алкоголизма, ставшего в России настоящим бедствием: в июне министр внутренних дел России Рашид Нургалиев определил масштабы отравления алкоголем в стране как «национальную трагедию». По его данным, ежегодно от отравления суррогатными напитками в России гибнут около 42 тысяч человек.