Немезида ушла к соседям

Амерканский астроном Адам Бургассер, изучая очередной коричневый карлик, установил, что это небесное тело может сыграть роль Немезиды для соседней планетной системы, сообщает обзор препринтов astro-ph Сергея Попова (ГАИШ).

Бургассер, работающий с прибором Infrared Telescope Facility, совместным детищем Универститета Гавайев и NASA, изучил свойства коричневого (бурого) карлика HD 3651 B. Cкорее всего, он вращается на очень широкой орбите (из-за того что орбита очень широкая, установить физическую связь непросто) вокруг звезды HD 3651.

Судя по данным предполагаемой орбиты, этот карлик может сыграть для планетной системы HD 3651 роль Немезиды – гипотетического компонента Солнечной системы.

По активно обсуждаемой в 1970–1980-х годах теории, вокруг Солнца по такой же широкой орбите могла вращаться звезда Немезида. Приближаясь к Солнечной системе, Немезида должна была создавать гравитационные возмущения в орбитах планет, магнитном поле Земли и даже обрушивать на Землю ледяные планетоиды из так называемого облака Оорта. Однако в работе 1986 года ученые резюмировали: наблюдательные поиски Немезиды оказались неудачными.

И теперь, судя по всему, Немезида найдена, только в соседней звездной системе. Обнаруженный спутник в несколько десятков раз (20–50) легче Солнца. При своем приближении к центральной звезде он может возмутить орбиты планет и, если на них есть жизнь, сыграть роль звезды-убийцы, слишком близко приблизив или чересчур далеко отдалив планеты от их светила.

Полный текст статьи Бургассера в сборнике электронных препринтов доступен здесь.

Бурые карлики в последнее время становятся весьма модным объектом для изучения. Совсем недавно в том же обзоре препринтов ArXiv появилась статья об уникальной двойной системе, где бурый карлик постепенно пожирается белым карликом.

Как установили астрофизики из Университета Шеффилда и Университета Уорвика в Ковентри, открытая в рамках программы слоановского цифрового обзора неба переменная SDSS 103533.03_055158.4 – это система, состоящая из белого карлика и коричневого (бурого) карлика. Оба компаньона крошечные: радиус белого карлика составляет 0,0087 радиуса Солнца, бурый карлик покрупнее – 0,108 радиуса Солнца. Зато белый карлик значительно массивнее: он весит почти столько, сколько наша звезда, – 0,94 солнечной массы, а бурый – всего 0,052. Звёзды вращаются друг вокруг друга с периодом всего 82 минуты.

Для своих наблюдений британские астрономы использовали два научных прибора. Для спектроскопии – Очень большой телескоп Южной европейской обсерватории, а для фотометрии – 4,2-метровый телескоп-рефлектор Уильяма Гершеля.

Тайны персидского двора

Изучение Наширмеха (Nashirmeh), персидского города времен Ахеменидов, судя по всему, изменит взгляд ученых на раннюю политическую историю этой династии, сообщает иранское агентство СНN (Cultural Heritage News Agency).

Остатки древнего города площадью в 42 гектара расположены на территории исторического города Бам в провинции Керман, неподалеку от всемирно известной крепости Бам.

Собственно, именно изучение этого города командой из Института археологических исследований Бама показало, что перед учеными именно Нашримех, известный еще и как Пайшьяувада. Раньше считалось, что город находился на территории, известной сейчас как археологический комплекс Пасарагда, расположенный в современной провинции Парс.

В городе найдено большое количество глиняных табличек, изучение которых займет много времени. По мнению иранских историков, с помощью находок они смогут понять, что случилось после смерти царя Камбиса и прихода к власти другого знаменитого перса Дария. По крайней мере, теория об узурпаторстве трона Дарием уже сильно пошатнулась, передаёт информагентство.

Совсем недавно археологи нашли еще одно свидетельство времен, последовавших сразу за смертью Камбиса. Каменная плита, обнаруженная иранскими крестьянами весной 2005 года при сельхозработах в окрестностях Пасарагды, оказалась вратами сооружения, еще в 1979 году включенного ЮНЕСКО в список мирового наследия, – незаконченного мавзолея Камбиса II. Находку сразу же передали ученым.

Уже тогда стало понятно, что это фрагмент какого-то памятника из круга Пасарагды. Однако точно установить принадлежность находки археологи смогли только сейчас.

Остатки врат имеют высоту 1,6 метра и состоят из пяти фрагментов. Сам мавзолей, известный как Темница Соломона или Темница Александра (Zendan-e Soleiman/Eskandar), представлял собой квадратную башню высотой 4 метра, в которой к погребальной камере должна была вести монументальная лестница.