Жизнь без боли

Ученые из отделений медицинской генетики и клинической биохимии кембриджского Института медицинских исследований, а также их коллеги занялись исследованием мутации, которая позволяет человеку не чувствовать боли.

Как сообщает Nature@com, исследование началось после того, как ученые Пакистана обнаружили несколько семей, в каждой из которых были дети, вообще не чувствовавшие боли. Возраст детей колебался от 4 до 14 лет. Дети имели повреждения губ, требующие пластической операции, двое из них потеряли треть языков. Переломы в костях диагностировались на поздних сроках, поэтому некоторые из них прихрамывают.

Один ребенок использовал свою редкую способность для уличных представлений, протыкая себя ножами и шагая по горящим углям. Он умер раньше, чем началось исследование, спрыгнув с крыши дома в день 14-летия.

При этом, по свидетельствам ученых, в остальном нервная система детей функционировала отлично – они чувствовали изменения температур или, скажем, прикосновения.

Генетические исследования выявили мутацию гена SCN9A, кодирующего специфический натриевый канал. Без формирования этого канала нервы не проводят в мозг сигнал о боли.

Более того, другая группа исследователей (из лондонского Университетского колледжа) обнаружила противоположную мутацию, которая заставляет людей сильнее чувствовать боль и вызывает соответствующее нервное расстройство, сопровождающееся пароксизмами сильной боли. Это исследование опубликовано в журнале Neuron. Возможно, исследование откроет ученым новый способ создания болеутоляющих лекарств. Электронный текст статьи в 444 выпуске журнала Nature можно найти здесь.

По совокупности обоих исследований можно окончательно считать установленным, что именно ген SCN9A и кодируемые им белки особых натриевых каналов работают основными «переключателями боли» в организме.

А еще не так давно, в начале ХХ века, когда в поле зрения медиков попал первый пациент с нечувствительностью к боли, считалось, что причина аномалии – нарушения в головном мозге.

Надо отметить, что такие мутации, возможно, известны в истории весьма давно. Есть предположение, что именно такая мутация была у знаменитого Муция Сцеволы. Согласно преданию, юноша Гай Муций должен был, пробравшись в лагерь этрусков, убить царя Порсену. Однако попытка не удалась, и лазутчика схватили. Порсена угрожал ему жестокими пытками и требовал выдать сообщников. Желая показать, как мало он и его товарищи боятся боли и смерти, Муций сам опустил правую руку в огонь и не издал ни единого звука, пока тлела рука. Возможно, предание о Муции возникло как объяснение прозвища Сцевола (Левша), закрепившееся за ветвью рода Муциев.

Звери полетели раньше птиц

Млекопитающие научились летать как минимум на 70 млн лет раньше, чем предполагалось до сих пор. Судя по окаменелостям, обнаруженным недавно в Китае сотрудниками Музея естествознания (США), млекопитающие начали летать примерно в то же время, что и птицы, если не раньше. По крайней мере, возраст найденных останков обладавшего способностью к полетам животного составляет примерно 125 млн лет.

Как отметили палеонтологи, животное оказалось настолько необычным, что, пожалуй, его стоит отнести к новому отряду млекопитающих. По крайней мере, Volaticotherium antiquus, что буквально означает «древнее планирующее животное», как назвали его ученые, принадлежит тупиковой эволюционной ветви и никак не связано с современными летучими мышами или летающими сумчатыми.

Впрочем, по размерам древнее летающее оказалось сопоставимо с современными белками-летягами.

Вес его составлял примерно 70 г при длине 12–14 см. Для полета оно использовало большую кожистую мембрану, покрытую мехом и растянутую между передними и задними конечностями. Сходства с современными летающими животными добавляют и удлиненные конечности, а также жесткий хвост, которым животное, видимо, «рулило» в воздухе.

Учитывая габариты мембраны и маленький вес животного, ученые сделали вывод о его проворности. Однако вряд ли Volaticotherium antiquus был настолько ловок, чтобы ловить добычу во время планирования. Скорее всего, млекопитающее жило на деревьях, на охоту выходило ночью и питалось, судя по сохранившимся останкам острых зубов, насекомыми.

Найденное существо стало самым древним известным летающим млекопитающим.

По мнению автора данного проекта доктора Чжин Мэна, судя по оставленным на скале во Внутренней Монголии отпечаткам, животное, скорее всего, жило между 130 и 165 млн лет назад, в мезозойскую эру.

Напомним, до этой находки считалось, что самым ранним млекопитающим, способным к полетам, был грызун, живший 30 млн лет назад – в эпоху олигоцена. Однако теперь выяснилось, что Volaticotherium antiquus летал, когда по земле еще вовсю гуляли динозавры. При этом, возможно, «древнее планирующее животное» появилось на планете еще раньше самой древней птицы – археоптерикса, существование которого ученые относят к дате 150 млн лет назад. Более того, первая летающая мышь, выполнявшая контролируемый полет, жила «только» 51 млн лет назад.

Как отметил доктор Мэн, это открытие, позволяющее говорить о существовании летающих млекопитающих в далекой древности, дает возможность абсолютно по-новому взглянуть на жизнь животных, живших бок о бок с динозаврами.

С результатами исследования доктора Мэна можно ознакомиться в последнем выпуске журнала Nature.