Его боялись тираннозавры

Исследование окаменелостей жившей 400 миллионов лет назад рыбы показало, что палеонтологи наткнулись на одно из самых кусачих животных за всю историю Земли – с мощью укуса чудовища не мог поспорить никто из обитателей океана. А из наземных животных конкуренцию страшилищу мог составить разве что знаменитый тираннозавр, если бы жил в одно время с ним.

Как говорят авторы опубликованной в выпуске Biology Letters работы, Dunkleosteus terrelli достигала 10 метров в длину (33 фута) и весила до четырех тонн. Ученые и ранее знали, что около 400 миллионов лет назад эти хищники доминировали на планете, но только сейчас благодаря исследованию ученых из Чикагского университета стало понятно, почему.

Созданная специалистами биомеханическая модель челюсти показывает, что по силе укуса Dunkleosteus terrelli превосходила всех морских животных. Её челюсти развивали усилие в 5 тонн, при этом создавая давление в 5600 кг/см2. Современную акулу она бы просто перекусила пополам, причём с первого раза.

Что еще больше удивило ученых, челюсти оказались не только сильными, но и быстрыми. Они размыкались всего за одну пятидесятую секунды.

Ученые считают, что эта панцирная рыба была первым в истории Земли «царем зверей», доминирующим на планете.

Для построения биомеханической модели ученые использовали окаменевший череп Dunkleosteus terrelli. И на модели стало понятно, что череп был оснащен уникальный механизмом из четырех вращательных суставов, работающих в связке друг с другом. Таким образом Dunkleosteus был в состоянии охотиться на любых бронированных водных животных, включая акул, артроподов, аммоноидов и прочих, защищенные кутикулой, известковым панцирем или кожной костью.

В последнее время ученые проводят большое количество интереснейших исследований давно вымерших существ.

Так, например, трагическая гибель утконосого динозавра позволила палеонтологам покопаться в его окаменелых внутренностях. И сделать вывод, что кишечные паразиты донимали древних повелителей Земли так же активно, как и современных животных.

К данному выводу участники экспедиции под руководством Натана Мерфи пришли во время раскопок, проходивших неподалеку от города Молта, штат Монтана (США). Куратор местного краеведческого музея Натан Мерфи отвёз великолепно сохранившиеся останки утконосого динозавра в Университет Колорадо, где доцент Карен Чин и выпускник Джастин Твит провели тщательное исследование внутренних органов рептилии, жившей порядка 75 миллионов лет назад.

Сами останки нашли ещё в 2001 году, говорит Карен Чин. Ещё пять лет потребовалось на их изучение.

В ходе исследований ученые обнаружили более 200 червоточин в области кишечника. По всей видимости, червоточины – результат паразитической жизнедеятельности круглых и кольчатых червей. «Это демонстрирует доселе не изученную связь доисторических животных с простейшими беспозвоночными паразитами, – утверждает Карен Чин. – Благодаря проведенным исследованиям мы можем представить процесс жизнедеятельности небольших мягкотелых организмов в кишечной полости динозавра».

Первые христиане СНГ

Археологи национального заповедника «Херсонес Таврический» (Севастополь) открыли на территории херсонесского некрополя два древнейших памятника раннего христианства в СНГ – склепы, датируемые III–IV веками нашей эры, сообщает УНИАН.

Как говорят археологи, до сих пор христианские памятники Херсонеса, самые ранние из которых открыты в 1903–1912 годах, датировались временем не ранее V века.

«Открытые нами склепы подтверждают, что христианство появилось на территории нынешней Украины гораздо раньше – еще в четвертом веке», – пояснил научный сотрудник заповедника «Херсонес Таврический» Андрей Филиппенко.

По словам Филиппенко, уникальность находки заключается еще и в том, что гробницы расположены максимально далеко (из всех открытых) от основных центров распространения христианства Древнего мира – Иерусалима, Антиохии, Рима, Александрии, Константинополя. «Это говорит о силе христианской проповеди, которая через триста лет после Христа достигла окраины тогдашней империи – Херсонеса», – говорит ученый.

Первый склеп, открытый в полевом сезоне 2006 года, – судя по всему, место захоронения уважаемого члена раннехристианской общины Херсонеса.

Потолок и стены погребальной ниши украшают фрески. В нише нарисованы цветы с четырьмя лепестками, так называемые константиновки. Таким рисунком украшали склепы только в период жизни императора Константина Великого, в царствование которого Миланским эдиктом 313 года разрешили свободно исповедовать христианство. В центре ниши эпитафия – посмертная посвятительная надпись. Археологи перевели ее как «Аристон, будь незабвен, и душа твоя с праведными». На потолке склепа расположен большой «крест Константина» – круг, в котором перекрещены буквы Х и Р, распространенный раннехристианский символ. «Датировать склеп IV веком позволили монеты этого периода, найденные в склепе и у входа в него, а также фрагменты посуды, глиняные лампы-светильники, которые клали вмести с умершим», – поясняет Филиппенко.

Второй из открытых склепов датируется еще более ранним временем, однако археологи также отнесли захоронение к христианским. На потолке и на стенах этой гробницы нанесены граффити – выцарапанные рисунки и надписи. На потолке и в каждом углу гробницы изображены корабли. На стены нанесена эпитафия – надпись «Радуйся!».

Открытие позволит немного лучше понять пути распространения и историю ранних христиан.

Впрочем, если вы попадете в Херсонес с недобросовестным экскурсоводом, то вам, безусловно, покажут и более древнее христианское сооружение, говорят археологи. Всего в нескольких метрах от Главной улицы находится подземный храм-усыпальница, расчищенный под наблюдением представителей Одесского общества любителей истории и древностей еще в 1883–1884 годах. Автор, участвуя в раскопках Херсонеса 2001 года, своими ушами слышал, что «именно здесь тайно собирались первые христиане еще во II–III веках!».

Сотрудник национального заповедника «Херсонес Таврческий» Дмитрий Коробков комментировал гида так: «Хороша конспирация! Прятаться всей преследуемой общиной на самой многолюдной улице города, неподалеку от агоры!»

По словам Коробкова, возможно, на самом деле это был митреум – храм Митры, культ которого распространился в Херсонесе в римское время. Впрочем, ученые продолжают спорить насчет этого сооружения, сходясь в одном: из всех гипотез о его происхождении христианская – самая маловероятная после гипотезы о его творении пришельцами (есть и такая).