Телескоп заткнул миллиметровую дырку

В Мексике открылся новый гигантский радиотелескоп. Вдобавок к Очень Большому Телескопу в Чили и Очень Большому Массиву радиотелескопов (Very Lagre Array) мировая астрономия получила Большой Миллиметровый Телескоп (Large Millimeter Telescope), сообщает «Би-би-си».

Новый научный инструмент сооружен в штате Пуэбла на вершине вулкана Сьерра Негра - пятой по величине вершине Мексики. Высота телескопа над уровнем моря - 4,580м, на такой высоте в комплект оборудования обязательно входят кислородные маски. Диаметр антенны телескопа - 50 метров.

Строительство гиганта частично финансировалось США. Налогоплательщикам двух американских стран интерес астрономов обошелся в $120 млн.

«Этот телескоп позволит нам делать фундаментальные открытия о формировании и развитии галактик, о формировании и развитии звезд, и о происхождении Вселенной непосредственно,» - сказал на открытии телескопа директор Национального Института Астрофизики (National Astrophysics Institute) Хосе Гуичард. По мнению ученого, это самый крупный и сложный научно-технологический проект за всю историю Мексики.

LMT займется изучением Вселенной в миллиметровом дипазоне волн (от 0,85 до 4 мм). Этот диапазон - промежуточный между микроволновым и ИК-диапазоном. Миллиметровый диапазон чувствительности позволит астрономам заглянуть за межзвездную пыль, которая зачастую мешает исследованиям в других диапазонах.

Ученые надеются, что LMT внесет свой вклад в изучение ранней Вселенной - в те времена, когда только начиналось формирование звезд и образование галактик.

Создание LMT в очередной раз показывает, что наземная астрономия пока что не отстает от внеатмосферной. Несмотря на успехи нынешних космических телескопов и подготовку запусков новых, более мощных, продолжаются строить наземные инструменты.

Так, помимо постройки LMT, в нынешнем году астрономы анонсировали еще одного гиганта. Европейская южная обсерватория (ЕSO) приступила к выработке технического задания на телескоп нового поколения - Экстремально большой телескоп ELT (Extremely Large Telescope). Сейчас на службе в ESO (European Southern Observatory) состоит расположенной в Чили один из крупнейших оптических телескопов мира, скромно названный Очень большим телескопом VLT (Very Large Telescope). Диаметр его зеркала 8.2 метра. Это один из самых успешных научных инструментов в мире: на материале данных, полученных на VLT, ежедневно в мире публикуется полторы научные статьи. Однако новый прибор заткнёт его за пояс по всем параметрам.

«Мы предполагаем, что основное зеркало должно иметь рабочую область диаметром 42 метра, - сказал доктор Андреас Кауфер из ESO. - Мы хотим представить законченную концепцию телескопа к концу года. Наше желание может выглядеть немного дерзким, но мы полагаем, что это выполнимо». Кауфер проговорился, что в основе выбора диаметра зеркала лежит и конкуренция с американскими астрономами, которые разрабатывают свой 30-метровый инструмент. «Мы хотим сделать кое-что немного большее», - скромно добавил астроном.

Изначально ESO размахнулось на строительство телескопа диаметром зеркала в 100 м, однако по самым скромным подсчетам, стоимость работ обошлась бы в полтора миллиарда евро. Поэтому проект сократили до диаметра главного зеркала в 30-60 метров.

Подводный вулкан поймали за горло

Ученые из Университета Флориды и Университета Колумбии (Columbia University's Lamont Doherty Earth Observatory) оказались в нужное время в нужном месте. Благодаря везению они смогли изучить глубоководное извержение вулкана практически онлайн.

Извержение началось ранней весной 2006 года приблизительно в 600 километрах к западу от Мексики, на глубине почти трех километров (8000 футов), в районе так называемого Восточно-Тихоокеанского поднятия. Так случилось, что оно произошло в одном из трех мест, выбранных для самого тщательного и детального изучения сейсмической активности хребта. Помимо прочего, задолго до извержения в основании хребта учёные установили двенадцать сейсмометров.

В итоге обычная работа по осмотру приборов обернулась сенсацией.

По команде с исследовательского корабля сейсмометры должны были всплыть на поверхность, чтобы специалисты сняли информацию, накопленную на жестких дисках установленных на датчиках мини-компьютеров. Однако по команде ученых всплылио только четыре из дюжины приборов, хотя остальные сейсмометры продолжали отвечать на сигналы с корабля. Такого раньше никогда не случалось. Заинтригованные произошедшим, ученые приступили к изучению окружающей морской воды, чтобы понять причины произошедшего. Оказалось, что над гребнем подводного хребта вода океана обладает повышенной температурой и мутностью, что указывает на возможное извержение.

Для подтверждения своей догадки ученые взяли пробу грунта у основания хребта. Оказалось, что основание покрыто свежей лавой.

Срочно вызванное второе исследовательское судно привезло специальный прибор – глубоководную буксируемую камеру, которая зафиксировала свежезастывшую лаву, к тому же покрытую только белым бактериальным налетом, в то время как окружающие склоны буквально кишат жизнью.

Повторные исследования в июне и июле позволили найти и потерянные сейсмометры – они функционируют, но попали в лавовую ловушку. Впрочем, ученые не исключают возможности освободить приборы и извлечь из них ценнейшую научную информацию.

Таким образом, благодаря своему везению ученым удалось засечь подводное извержение вулкана онлайн, чего не удавалось сделать ранее. Результаты наблюдений команда во главе с Майей Толстой из Университета Колумбии опубликовала в журнале Science. Правда, к чему приведёт изучение информации с застрявших в ловушке сейсмометров, исследователи пока загадывать не хотят. Однако в предвкушении новых данных только что от радости не прыгают.

«Газета.Ru» проследит за добычей уникальных данных со дна океана.