Наука нашла выход из себя

Швейцарские ученые Олаф Бланке и Маргита Сик из Swiss federal technical college в Лозанне (EPFL) c осторожностью заявляют, что им, возможно, удалось локализовать часть мозга, ответственную за видения «выхода из тела» в состояниях, близких к смерти. По заявлению ученых, открытие сделано во время изучения эпилепсии.

Электростимулирование определенных частей мозга заставляло больных в отдельных случаях «видеть себя со стороны» – сверху, спереди или сзади.

Мозг производит внешнее изображение тела в сознании. «В первых двух случаях пациенты все еще признают их собственное изображение; в последнем, когда они ощущают тело сзади себя, они ощущают присутствие другого, мрачного и угрожающего человека», – объясняют ученые.

Собственно, с третьего случая и началось изучение этого феномена. Бланке стимулировал различные участки мозга эпилептиков в терапевтических целях, но, когда он перешел к участку, где соединяются височная и теменная доли головного мозга, 22-летняя пациентка вдруг ощутила за своей спиной присутствие постороннего. «Он позади меня, почти в моем теле, но я не чувствую его», – сказала она. Ощущение не менялось с движением пациентки – она садилась, ложилась или вставала, но все время ощущала кого-то сзади.

Результаты первого опыта группа опубликовала в 2004 году в British Medical Journal. Теперь им удалось развить успех.

Опыт «видения себя со стороны» закреплен во многих культурах мира, по данным Бланке, до 10% населения Земли ощущала это состояние. Теперь ученые смогут продвинуться в понимании этого феномена.

Совсем недавно другая группа ученых изучила другое «парапсихологическое» явление. Исследователи провели первые опыты по сканированию мозга людей, «говорящих в языках» в процессе религиозного экстаза. Когда члены религиозных сект «говорят в языках», в их речи слышится то, что напоминает некий мудреный «тарабарский» язык. Люди действительно считают, что в них вселился божественный дух.

Сотрудники Медицинской школы Пенсильванского университета (University of Pennsylvania School of Medicine) установили, что активность лобных долей (точнее, области мозга, связанной с самообладанием) у испытуемых с такой патологией (она называется глоссолалия) снижена.

Ученые использовали метод однофотонной компьютерной томографии (Single Photon Emission Computed Tomography) – тип исследования, при котором в кровь человека вводится слаборадиоактивное вещество. Последующий анализ радиоактивности организма и позволяет получить детализированных изображений тканей, в клетки которых это вещество попало. В ходе исследования сравнивались особенности мозга «говорящих в языках» и обыкновенных верующих.

Рыбы-герои

Рыбы даже внутри одного вида обладают разными характерами, которые могут меняться по мере накопления жизненного опыта. К таким выводам пришли британские исследователи во главе с Линн Снеддон из университета Ливерпуля, в лабораторных условиях исследовавшие поведение радужной форели.

Индивидуальность рыб оказалась связана с такими понятиями, как застенчивость и смелость.

Форель, как и человек, по-разному реагирует на появление у нее в окружении чего-нибудь нового. Часть рыб крайне уверенно интересуются «новинками», другие же реагируют сдержанно или вообще пребывают в состоянии панического страха.

Целью исследователей стал поиск связи между победой или поражением той или иной форели и изменением ее поведения в дальнейшем – например, при появлении нового неизвестного пищевого продукта. Снеддон и ее помощники отобрали самых смелых и самых робких рыб, после чего устраивали импровизированные бои между ними. При этом ученые сознательно стравливали самых крупных и самых мелких рыб, что давало людям возможность спрогнозировать исход схватки.

Как показали эксперименты, смелые рыбы, одержавшие верх над своими противниками, становились отважнее при изучении новой пищи, а проигрыш заставлял этих же рыб быть более осмотрительными и осторожными в изучении новинок. Самая застенчивая форель, одержавшая победу, тоже начинала вести себя увереннее.

Впрочем, даже при проигрыше робкие рыбы также становились активнее при обследовании неизвестных вещей.

Снеддон назвала такое поведение рыб «эффектом отчаявшегося». Застенчивым рыбкам приходится вести себя агрессивнее и смелее, чтобы получить хоть кусочек добычи, ведь в схватках они не сильны. «Мы предполагаем, что рыбы думают о победе или поражении», – добавила исследовательница.

По ее словам, подобные робость и смелость, вполне возможно, продиктованы чисто физиологическими причинами. Поражение в схватке может повышать уровень связанных со стрессом химических веществ – например, кортизола. Данное вещество фактически работает так называемым гормоном стресса и в случае физического или психического напряжения помогает организму сконцентрироваться и справиться с негативным воздействием внешней среды. Благодаря этому в следующий раз рыба становится куда осмотрительнее.

Кроме того, рыбы обучаемы. Возможно, смелые рыбы так отважны в исследовании новых таинственных объектов как раз потому, что успели понаблюдать за тем, как эти же объекты изучали их более осторожные собратья.

Фактически эксперимент на рыбах доказал, что различные жизненные обстоятельства влияют на формирование личности. И если такое происходит у рыб, то у людей влияние опыта и ошибок или удач прошлого еще более заметно.