Минотавр из пробирки

Университеты Ньюкасла и Лондона запросили у британских властей разрешение на необычный эксперимент. Они рассчитывают вырастить эмбрион, содержащий человеческую и коровью ДНК.

Университет Ньюкасла давно ведёт разработки в области терапевтического клонирования человеческих эмбрионов. Однако главная проблема таких исследований – исходный материал.

Если получить сперматозоиды особого труда не составляет (одна порция эякулята может обеспечить учёных материалом на год работы), то с яйцеклетками всё намного сложнее.

Во-первых, женщины производят всего одну яйцеклетку в месяц (большее количество – скорее, исключение из правил). Во-вторых, далеко не каждая женщина согласна работать донором яйцеклеток. В основном потому, что процесс их забора из организма намного менее приятен, чем у мужчин. Да и этические проблемы никуда не денешь. В-третьих, яйцеклетки намного хуже переносят замораживание в жидком азоте (а чтобы набрать достаточное количество материала для эксперимента, более ранние образцы замораживать приходится).

Чтобы избежать этих и других проблем, ученые и предлагают заменить человеческую яйцеклетку коровьей. Во-первых, она больше. То есть работать с ней легче. Во-вторых, достать её намного проще. А если убрать из неё ядро с коровьей ДНК и вставить на это место ядро с человеческой ДНК, то получившийся эмбрион (по крайней мере, на первых стадиях развития) ничем не будет отличаться от нормального человеческого.

Естественно, о полном развитии таких эмбрионов речи не идёт.

Мало того что в Великобритании любые виды клонирования, кроме терапевтического, запрещены. Так ещё и сами эмбрионы, по словам авторов, до полноценного «рождения» не доживут. Дело в том, что для адекватного развития эмбриона необходима работа всех органелл зародыша. А у тех же митохондрий, например, ДНК останется коровьей, и обеспечить потребности человеческой ДНК из ядрышка они полноценно не смогут. Так что рождение минотавра людям не грозит, считают клонологи, несмотря на то что 99% генетического материала в новой клетке всё же принадлежит человеку.

Зато получать 3–5–7-дневные эмбрионы при таком эксперименте вполне возможно. Кроме того, можно воздействовать на них ферментами для изучения свойств стволовых клеток (из которых, собственно, эмбрионы и состоят на первых стадиях развития). И тогда уже на основе этих экспериментов использовать полноценный человеческий материал для лечения наиболее распространённых заболеваний – как нейродегенеративных, так и сердечно-сосудистых.

Правда, нужно ещё понять, доживут ли новые эмбрионы до стадии эксперимента. Но для этого их нужно хотя бы создать, а без разрешения это невозможно, сетуют авторы заявления.

Впрочем, сотрудникам Университета Ньюкасла беспокоиться за жизнеспособность эмбрионов не стоит. А вот насчёт невозможности выращивания минотавра вопрос пока не закрыт.

По крайней мере, так считает американец Панайотис Завос. Он уже проделывал подобный опыт в 2003 году. Как сообщала тогда «Газета.Ru», в течение двух недель генетик выращивал коровий эмбрион с внедрённой в него ДНК человека. По истечении этого срока зародыш, как рассказал ученый, состоял из нескольких сотен клеток, которые продолжали делиться. Подобными исследованиями занимались и китайские ученые, использовавшие в качестве донора яйцеклетки новозеландского кролика.

Черная дыра плюется

Новый «совместный» снимок сразу трех наземных и космических телескопов предоставил астрономам еще одно свидетельство существования супермассивных черных дыр в центрах галактик.

На сей раз «фотосессии» с Земли и из космоса подверглось скопление галактик MS0735.6+7421, расположенное в 2,6 миллиардах световых лет от нас в созвездии Жирафа (Camelopardalis). А снимали эту «модель» сразу три «фотографа» – система радиотелескопов Very Large Array в Нью-Мехико и космические «папарацци» Hubble и Chandra.

На снимке в видимом диапазоне (фото сделано при помощи Advanced Camera for Surveys – ACS телескопа Hubble) показаны галактики, связанные друг с другом тяготением. Межгалактическое пространство заполнено горячим газом с температурой около 50 миллионов градусов. Газ виден на рентгеновском снимке, сделанном телескопом Chandra. Однако в рентгеновском снимке заметны полости в облаке газа, каждая из которых имеет размер около 640 тысяч световых лет в диаметре – почти в семь раз больше нашей собственной галактики. Впадины эти заполнены заряженными частицами, «выброшенными» почти со световой скоростью супермассивной черной дырой. Эти частицы, разумеется, выброшены не из самой черной дыры. Черная дыра «выбрасывает» от себя часть вещества, падающего на нее. Дыра расположена в середине центральной галактики изучаемого скопления. По оценкам специалистов, масса черной дыры – миллиард масс солнца. Выбрасываемые частицы образуют джеты, которые излучают в радиодиапазоне, видимом Very Large Array. Джеты показаны на снимке красным.

Снимок еще раз показывает, что, хотя справиться с тяготением черных дыр почти невозможно, все-таки части вещества удается освободиться от ее тяготения

Как полагают исследователи, джеты переместили больше чем один триллион солнечных масс газа. Необходимая для такого выброса мощность превосходит выработанную нашим Солнцем за последние 100 миллионов лет в десять триллионов раз. То есть Солнце может работать на этой энергии квинтиллион (1018) лет.

Любопытно, что для получения этого снимка астрономам потребовалось целых 13 лет. В 1993 году снимок сделала система Very Large Array, в 2003 – Chandra, и только в нынешнем году нашлось время для «привязки» рентгеновского и радиоизображений к видимой картинке, сделанной при помощи телескопа Hubble.

Very Large Array, несмотря на солидный возраст, и ныне продолжает совершать открытия. Совсем недавно эта система сфотографировала самое большое кольцо в изученной части Вселенной.

Открытие сделала международная группа астрономов, представляющих Индию, Бразилию и Францию. В своей работе они также использовали рентгеновский телескоп ЕКА XMM Newton.

По данным авторов, диаметр кольца – 6 миллионов световых лет.

Кольцеобразные структуры окружают скопление галактик Abell 3376, расположенное в 600 миллионах лет от нас. Как считают астрономы, открытие очень многообещающее: оно поможет понять механизмы, собирающие галактики в скопления, а также узнать много нового о магнитных полях вокруг скоплений.

Как полагают, гигант породил ударные волны, возникшие после столкновения небольших групп галактик внутри скопления. По предварительным расчетам, энергия столкновения должна быть достаточной, чтобы разогнать ядра легких элементов до энергий, свойственных космическим лучам. Полная энергия столкновения групп галактик оказалась такой, что ее достаточно было бы для свечения нашего Солнца в течение 20 секстиллионов (2 х 1022) лет.