Просканированный экстаз

Исследователи провели первые опыты по сканированию мозга людей, «говорящих в языках» в процессе религиозного экстаза, сообщает World Science.

Когда члены религиозных сект «говорят в языках», в их речи слышится то, что напоминает некий мудреный «тарабарский» язык. Люди действительно считают, что в них вселился божественный дух.

Сотрудники Медицинской школы Пенсильванского университета (University of Pennsylvania School of Medicine) установили, что активность лобных долей (точнее, области мозга, связанной с самообладанием) у испытуемых с такой патологией (она называется глоссолалия) снижена.

Ученые использовали метод однофотонной компьютерной томографии (Single Photon Emission Computed Tomography) – тип исследования, при котором в кровь человека вводится слаборадиоактивное вещество. Последующий анализ радиоактивности организма и позволяет получить детализированных изображений тканей, в клетки которых это вещество попало. В ходе исследования сравнивались особенности мозга «говорящих в языках» и обыкновенных верующих.

Как отмечают исследователи, в мозгу человека с глоссолалией наблюдается множество изменений. По словам специалистов, полученные данные вполне могут говорить о том, что субъект осознает себя в качестве кого-то еще. Сами же ученые полагают, что в «говорильные моменты» вместо лобных долей у больного активизируется другая часть мозга. Однако, какая именно, пока определить не смогли.

Как говорит один из авторов работы Эндрю Ньюберг, феномен не контролируется стандартными речевыми центрами. Более того, сам процесс характеризуется отсутствием контроля над интонациями, что вполне совпадает и с собственными ощущениями людей.

Так что изменения в мозгу в процессе «говорения в языках» отражают не божественную природу явления, а лишь образец сложной деятельности головного мозга.

Авторы намерены подтвердить полученные данные у независимых экспертов и окончательно развеять мистический ореол вокруг этого феномена.

Исследование опубликовано в ноябрьском выпуске журнала Psychiatry Research: Neuroimaging.

Стволовые клетки засели в печёнках

Английская исследовательская группа из университета Ньюкасла провела опыт по выращиванию фрагмента печени из стволовых клеток. В качестве рабочего материала они использовали клетки крови из пуповины новорожденных.

Процесс «создания» печени проходил следующим образом. Стволовые клетки из пуповины новорожденных помещались в специальную камеру, где воссоздавались условия невесомости, которые способствуют быстрому делению клеток. На следующем этапе добавлялись гормоны и химические соединения, превращающие стволовые клетки в клетки печени.

Если их сообщение - правда (пока на эту тему официально не вышло ни одного документа), разработанная технология поможет лечению практически всех заболеваний печени, включая цирроз.

Ученые надеются также, что получившиеся «мини-копии» печени позволят проводить испытания медикаментов без участия человека. Ведь иначе клинческие испытания лекарств могут привести к плачевным последствиям, как это произошло в марте этого года в Лондоне. Тогда шесть человек оказались в реанимационном отделении одной из больниц Лондона в результате клинических исследований нового противовоспалительного лекарства. По правилам, на первом этапе исследований препарат тестируется на здоровых людях, затем его дают пациентам с соответствующим заболеванием, чтобы проверить эффективность.

Участники исследовательской группы доктор Николас Форраз и профессор Колин МакГаклин выступили с инициативой создания специального биологического банка из пуповин новорожденных. Затем из находящихся в них стволовых клеток в случае необходимости можно выращивать фрагменты или целые органы.

Правда, до выращивания отдельных органов еще далеко.

Как заявляют исследователи, до выращивания, например, той же печени «осталось несколько десятилетий» - тем более, что пока размер их фрагмента не больше копеечной монеты. Однако уже через 10-15 лет медики обещают лечить многие заболевания печени путем имплантации фрагмента здоровой выращенной ткани.

Другие специалисты пока что сдержанно комментируют успех медиков из Ньюкасла. По мнению доктора Стефана Мингера из Лаборатории биологии стволовых клеток Королевского колледжа в Лондоне, пока невозможно говорить о ценности работы - вплоть до выхода научной публикации результатов и введения достижения в научный оборот.

Ученые из Ньюкасла известны своими громкими работами. Например, получением два года назад первой в истории науки лицензии на клонирование человеческих эмбрионов. Тогда клонологи собирались получать стволовые клетки из клонированных эмбрионов, не достигших возраста 14 дней (нервной системы у таких еще нет).

Согласно британскому законодательству, клонирование людей с целью репродукции, то есть создания точных копий человека, запрещено.

Оговорка в законе сделана лишь для терапевтического клонирования, при котором из искусственно созданного эмбриона человека извлекаются стволовые клетки для трансформации в ткань донора и последующей пересадки. Палата лордов одобрила этот законопроект еще в 2002 году, и два года спустя университет воспользовался своим правом.