Плечистая рыба

Ископаемые останки рыбы, предположительно погибшей 380 миллионов лет назад, слегка изменили представление палеонтологов об эволюционном развитии рыб в первых сухопутных животных. Великолепно сохранившейся скелет доисторической рыбы Гогоназус найден в удаленном уголке (регионе) Западной Австралии – Кимберли.

«Найденная нами рыба обитала на Земле во время девонского периода, 380 миллионов лет назад. Нужно отметить, что экземпляр находится в великолепном состоянии, – сообщил Джон Лонг из австралийского музея Виктории. – Состояние находки позволило нам провести глубокий анализ, выявивший полный набор органов, максимально приближенных к сухопутным животным. Соответственно мы можем говорить об открытии нового звена в эволюции».

Гогоназус обитал в коралловых рифах. Однако в верхней части плоского черепа располагались ноздри. Также передние плавники рыбы оказались чрезвычайно развитыми и имели ярко выраженные костные образования плечевого пояса – лучевую и локтевую кости. Скелет Гогоназуса выставлен в музее Виктории.

По словам Джона Лонга, процесс эволюции рыб в дышащих воздухом и имеющих развитые передние и задние конечности наземных животных изучен пока очень плохо. Предыдущая находка из этой серии обнаружена в 2004 году. Найденный тогда в Канаде Тикталик также имел плоский череп и куда более походил на наземное животное, нежели Гогоназус. Впрочем, и время обитания данного переходного вида – примерно 375 миллионов лет назад.

Говоря об ископаемых рыбах и эволюции, нельзя не вспомнить Латимерию. Это дошедшие до нас свидетели той самой эволюции. Время появления латимерий на нашей планете в точности неизвестно, ученые датируют его весьма приблизительно – 400 миллионами лет назад. Одно время Латимерия считалась вымершим видом, но в 1998 году ихтиологи обнаружили живую ископаемую рыбу в водах Индонезии.

Шапка-полуневидимка

Успеха физики достигли благодаря особым «метаматериалам» – композитам, взаимодействующим с электромагнитными полями.

Новые материалы заметно понизили «видимость» объекта для микроволнового диапазона.

Ученые Инженерной школы Пратта при университете Дюка (Duke University's Pratt School of Engineering) использовали «шапку-невидимку» диаметром около 13 см (пять дюймов). «Невидимка» должна была обеспечивать невидимость только в двух измерениях (при взгляде сверху) цилиндра. Результаты эксперимента обнадежили.

На цилиндр, «накрытый» концентрическими кольцами медного метаматериала с использованием керамики, тефлона и волоконных материалов, направлялся узкий поток микроволнового излучения.

Наблюдаемая картина показала – цилиндр почти не отражает волны (не видим сам) и не оставляет «тени».

Поток излучения как бы плавно огибает предмет.

Сами исследователи назвали свою работу «первым шагом ребенка». Они сказали, что осознают всю сложность достижения трехмерной невидимости во всем спектре видимого излучения, однако нынешний опыт показал, что принципиальная возможность осуществления этого есть.

Работа группы специалистов под руководством Дэвида Шурига опубликована в Science Express, онлайн версии журнала Science. Разработчики отмечают, что теоретическая база также опубликована в Science летом 2006 года, теория «шапки-невидимки» проработана Джоном Пендри из Имперского лондонского колледжа (Imperial College London) в сотрудничестве с учеными из университета Дюка.

Не так давно много говорили о «шапке-невидимке» Олега Гадомского из Ульяновского государственного университета. В интервью корреспонденту «Газеты.Ru» профессор утверждал, что при помощи сверхтонкого слоя из микроскопических коллоидных золотых частиц можно заставить предмет «полностью поглощать излучение, а значит, сделать невидимым».

Впрочем, как предмет станет не только невидимым, но и прозрачным – а это обязательное условие невидимости, – профессор не уточнил.

Из его объяснений следовало, что он создал очередное абсолютно черное тело. Продемонстировать образец профессор Гадомский отказался, сказав, что его потерял.