Сверхтяжелая бомбардировка

Российские и американские физики-ядерщики официально сообщили о получении ими нового, 118-го, сверхтяжелого элемента периодической таблицы Менделеева, который они хотят назвать «московий». Как сообщают авторы в поступившем в понедельник в ИТАР-ТАСС заявлении, эксперименты по синтезу 118-го элемента проводились на дубнинском ускорителе элементарных частиц в феврале–июне 2005 года.

Ядро нового элемента образовалось в результате бомбардировки мишени из калифорния ионами изотопа кальция.

Атомы созданного 118-го элемента жили всего 0,9 миллисекунд, после чего превращались в элемент 116, испуская альфа-частицу, а затем, еще раз пережив альфа-распад - в 114-й элемент.

Кроме того, в статье сообщается и о работах по прямому синтезу 116-го элемента в результате обстрела ионами кальция мишени из кюрия.

Российские ученые еще несколько лет назад, когда началась подготовка к экспериментам, предложили назвать 118-й элемент «московием». Решение о названии должен принять Международный союз по чистой и прикладной химии (IUPAC), пока же 118-й носит имя унуноктий (ununoctium). Отчет о достижении опубликован в октябрьском номере журнала Phys.Rev. C, издаваемого Американским физическим обществом.

На примере этого открытия можно представить себе, какими неспешными шагами порой движется наука. О начале работ по синтезу элемента сообщалось еще в 2002 году. Вскоре группа из Беркли сообщила о синтезе, но ее уличили в поспешности и подтасовке. Сами успешные эксперименты прошли зимой 2005 года, в редакцию Phys.Rev статья пришла в январе 2006, была принята к печати в августе, а вышла в октябре 2006 года. А решения IUPAC о присвоении 118-му элементу собственного имени придется подождать еще.

Тем временем авторы синтеза последнего на данный момент элемента таблицы Менделеева приступили к другим экспериментам. В мае 2006 года в изящном эксперименте сотрудники ЛЯР ОИЯИ (Дубна, Россия) и их коллеги из института Пауля Шеррера (Paul Scherrer Institut) и Бернского университета (Швейцария), а также Варшавского института электронных технологий (Польша) сумели химическим путем подтвердить образование 112-го элемента таблицы Менделеева.

В ходе эксперимента в Дубнинском циклотроне У400 ученые бомбардировали мишень из плутония-242 ионами кальция-48. В итоге синтезировались ядра элемента 114. После альфа-распада они образовывали элемент 112 с атомной массой 283 и временем жизни около четырех секунд.

За эти четыре секунды изотоп 112-го элемента газовой струей по 1,5-миллиметровому капилляру переносился на расстояние десять метров в криогенную камеру с 32 покрытыми золотом детекторами.

В ходе опыта детекторы зарегистрировали распад двух ядер, полностью соответствующий по своим свойствам распаду изотопа элемента 112 с массовым числом 283, синтезированного в физическом эксперименте. Распад наблюдался 11 мая 2006 года в 02.40.50 и 25 мая 2006 года в 08.37.11 (время московское). Ядра элемента 112 после испускания альфа-частицы с энергией 9,5 млн электронвольт превращались в ядра изотопа элемента 110 с массовым числом 279, которые спустя примерно полсекунды спонтанно делились на два осколка. Зарегистрированные энергии осколков были существенно выше хорошо известных энергий осколков при делении урана с массой 235, которое происходит в ядерных реакторах.

В Лаборатории ядерных реакций ОИЯИ за время ее существования удалось синтезировать 16 сверхтяжелых трансурановых элементов (102–118). В знак признания вклада лаборатории в изучение сверхтяжелых ядер Международный союз теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) присвоил элементу 105 имя дубний. Открытые в Дубне элементы 112–118 еще ждут своих названий. Ну, а в 2007 году планируется начать работы по синтезу элемента с порядковым номером 120. Дубнинско-ливерморская группа планирует «обстрелять» плутониевую мишень ионами железа.

Замуровался на шесть лет

53-хлетний итальянец Маурицио Монтальбини, известный миру, как человек, добровольно проведший практически три года в добровольном заключении, в прошлую пятницу на некоторое время показался из своего подземного укрытия. И попросил не беспокоить его еще три года, сообщает The Guardian.

Монтальбини уже принадлежит рекордное время нахождения под землей в одиночестве. 1992 год итальянский исследователь полностью провел под землёй. Своим добровольным заточением Мантольбини помогает ученым в исследовании следующего научного факта. Ученые утверждают, что в изоляции цикл дневной активности у людей значительно увеличивается. После своего первого 366-дневного заточения в 1992 году Маурицио утверждал, что прожил под землей всего 219 дней.

Подобные эксперименты уже приводили к печальным последствиям. В некоторых случаях фиксировались случаи серьёзных психологических расстройств, а один опыт закончился самоубийством. В случаи же с Маурицио Монтальбини пока все проходит гладко. Команда исследователей специально для Маурицио оборудовала подземный «дом», располагающийся в итальянской пещере «Грота Фиедда». «Дом» площадью 10 квадратных метров оснащен источником питьевой воды и огромным количеством медицинской аппаратуры, неустанно снимающей физические показатели подопытного. Питается Маурицио таблетками, обеспечивающими организм питательными веществами. Подобные медикаменты применяют космонавты. Помимо таблеток Монтальбини может побаловать себя медом, орехами и шоколадам. Досуг исследователя может разнообразить его библиотека, состоящая из 85 книг, которые он читает при свете тусклой лучины.